Зрительная лексика в контексте философии познания Василия Великого

на примере цикла «Беседы на Шестоднев»

  • Анна Грюнерт студент магистратуры, богословский факультет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Москва)
Ключевые слова: Василий Великий, гносеология, зрение, созерцание, экзегеза, Платон, Филон Александрийский

Аннотация

В данной статье рассматриваются отдельные случаи употребления Василием Великим (329/30–379) лексики, связанной со зрением, в контексте учения о познании в цикле «Беседы на Шестоднев», посвященном подробной экзегезе первой главы книги Бытия. Во-первых, в связи с выделением зрения как лучшего из человеческих чувств подтверждается предположение, что на «Шестоднев» Василия Великого оказал влияние текст «О сотворении мира согласно Моисею» Филона Александрийского. Во-вторых, особое внимание уделено значению слова и философского понятия θεωρία (созерцание), осмысление которого восходит к платоновской и аристотелевской традициям. Мы предлагаем выделить, с одной стороны, созерцание, являющееся этапом на духовно-философском пути Моисея, автора священного текста, что вписывается в русло философско-биографических текстов поздней античности, посвященных, например, Пифагору. С другой стороны, описываются те места, где семантика θεωρία претерпевает изменения, занимая важное место в контексте естественной теологии, которая лежит в основе педагогической концепции текста. Наконец, автор указывает те места, в которых можно усмотреть христианскую интерпретацию избранных мест из корпуса Платона (диалоги «Тимей» и «Государство»), где метафорически используются слова из семантического поля, касающегося зрения.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-03-31
Как цитировать
Грюнерт, А. (2019). Зрительная лексика в контексте философии познания Василия Великого. Философия. Журнал Высшей школы экономики, 3(1), 121-144. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2019-3-1-121-144
Раздел
Исследования