https://philosophy.hse.ru/issue/feedPhilosophy Journal of the Higher School of Economics2024-12-31T14:37:04+03:00Maria Mareymdyurlova@hse.ruOpen Journal SystemsЖурнал «Философия. Журнал Высшей школы экономики» нацелен на выявление концептуальных оснований философских теорий, проработку их ключевых понятий, анализ методологии философского исследования.https://philosophy.hse.ru/article/view/24395Философия. Журнал Высшей школы экономики. Том 8, №42024-12-31T14:37:04+03:00Редакция журнала ВШЭphilosophy.journal@hse.ru<p><span style="font-weight: 400;">Хосе Ортега-и-Гассет (Мадрид, 1883–1955) является самым знаменитым испанским философом XX века. Он также считается одним из наиболее оригинальных европейских мыслителей прошлого столетия. Его идеи и некоторые мысли сыграли ключевую роль в формировании глобальной картины философии: его влияние заметно как в Европе, так и в Штатах (здесь его идеи были приняты и подхвачены несколькими философскими и социологическими движениями), а также в Латинской Америке, куда его учение попало вместе с многочисленными студентами, эмигрировавших сюда после Гражданской войны в Испании.</span></p> <p><span style="font-weight: 400;">Ныне мы отмечаем столетие апогея его мысли: в 1922 была опубликована «Бесхребетная Испания», в 1923 — «Тема нашего времени», в 1925 напечатана «Дегуманизация искусства», с 1927 по 1930 «Восстание масс» выходила в свет в виде отдельных статей и затем в качестве книги. Юбилей стал отличным поводом презентовать специальный выпуск журнала о его философии спустя 100 лет: Какие из его теорий релевантны по сей день? В какой мере его труды и работы его учеников повлияли на формирование нашего настоящего? Чего следует ожидать от исследований философии Ортеги в ближайшие годы?</span></p> <p><span style="font-weight: 400;">Выпускающие редакторы этого тематического номера хотели бы поблагодарить журнал «Философия. Журнал Высшей школы экономики» за возможность презентовать дело Ортеги-и-Гассета широкой публике и, в особенности, философскому академическому сообществу России. Мы уверены, что статьи в этом выпуске заинтересуют и сподвигнут к плодотворному диалогу. Также хотим выразить искреннюю благодарность всем исследователям, кто согласились принять участие в номере, прислав статьи и рецензии, демонстрирующие релевантность и широких охват этой важной области исследований. Мы надеемся, что их вклад, за качество и эрудированность которого мы ручаемся, предложит новые перспективы и поспособствует дальнейшему изучению Ортеги в мире.</span></p> <p><em><span style="font-weight: 400;">Родольфо Гутьеррес Симон (Комплутенский университет Мадрида)</span></em></p> <p><em><span style="font-weight: 400;">Роман Устьянцев (Комплутенский университет Мадрида, Высший совет по научным исследованиям, Мадрид)</span></em></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24377Феноменология нового искусства у Ортеги2024-12-31T14:22:05+03:00Хосе Луис Вильяканьяс Берланга jlvillac@filos.ucm.es<p><span style="font-weight: 400;">Работа Ортеги, подобно реальности Исиды, имеет десять тысяч лиц. Это многогранное произведение, которое благодаря своему творческому и дискурсивному характеру продвигается вперед без рефлексивных складок, свойственных систематической конструкции. Именно этот характер придает ему богатство слоев и внутреннюю проблематичность. Чтение может стремиться найти наилучший способ предложить вам ее целостность. Именно это я попытался сделать в своей книге об Ортеге. Но это никогда не будет единственным прочтением Ортеги. На самом деле ни одно прочтение не может исчерпать его богатство. Другой способ его чтения — это выявление внутренних напряжений, неудач и дисбалансов при попытке построить из его работы некую целостность. Такой взгляд неизбежно обнаруживает глубокие эволюционные мотивы, смысл которых заключался в устранении наиболее очевидных разрывов. Именно такое другое прочтение я хочу предложить в этом исследовании.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24382Две противоположные концепции искусства2024-12-31T14:11:45+03:00Хорхе Валье Альварес jor_valle@usal.es<p><span style="font-weight: 400;">Искусство занимает значительное место в творчестве Хосе Ортеги-и-Гассета (1883–1955) и Марии Замбрано (1904–1991). Оба философа уделяют большое внимание размышлениям об искусстве в своих трудах, но их идеологические различия и различные представления о политике и роли интеллектуала в ней приводят к тому, что они рассматривают искусство противоположным образом. Первый восхищается «новым искусством» первых двух десятилетий XX века за его способность разделять общество на элиту, способную понять его, и массу, которая его отвергает, а также за его возвращение к тем принципам, которые, по его мнению, должны составлять сущность искусства: де-реализация, де-гуманизация, автономность, чистота, — принципы, забытые искусством XIX века. Вторая, напротив, критикует исчезновение человеческого и разрушение форм, вызванное авангардным искусством, и выступает за ре-гуманизацию, которая восстановит экзистенциальную функцию, присущую, по ее мнению, любому искусству: быть зеркалом, в котором человеческая жизнь может увидеть себя. В данной статье проводится сравнительный анализ двух позиций, основывающихся на эссе «Дегуманизация искусства» (1925), ключевом для понимания эстетики Ортеги, и «Разрушение форм» (1944), эссе, в котором Замбрано отвечает на художественные вопросы, поставленные ее учителем.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24384Новая филология Ортеги2024-12-31T14:11:50+03:00Эсмеральда Балагуэр Гарсия esmebala@ucm.es<p><span style="font-weight: 400;">В данной статье исследуется филологическая теория испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, которую он сам называл «новой филологией». Его предложение реформировать филологию, рассматриваемое как необходимая предпосылка для возрождения новой философии — той, которая в его мышлении станет философией жизненного и исторического разума, — сосредоточено вокруг проблематики «подлинного высказывания» и замалчивания. Эти два компонента речи становятся понятными и обновляются только с учетом двух факторов: биографической направленности говорящего и жизненного, исторического и обстоятельного контекста. Цель данной статьи — реконструировать «биографическую археологию подлинного высказывания и замалчивания», присутствующую в философии Ортеги.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24383Эссенциальный либерализм Хосе Ортеги-и-Гассета2024-12-31T14:11:54+03:00Хосе Ласага Медина jlasagam@gmail.com<p><span style="font-weight: 400;">В статье «Эссенциальный либерализм Хосе Ортеги-и-Гассета» рассматривается философия либерализма Ортеги, которая основывается на его концепции «радикальной реальности» индивидуальной жизни как основы свободы и общества. В отличие от доктринального либерализма XIX века, либерализм Ортеги коренится в его философии «рациональности жизни», где жизнь понимается как динамический процесс самосозидания в исторических обстоятельствах. Ортега утверждает, что либерализм должен создавать условия для развития личности, обеспечивая свободу от угнетающего контроля государства и поддерживая плюралистическое общество. Ортега критикует массовое общество, где индивидуальность часто растворяется в коллективных идеологиях, будь то тоталитаризм или демократизм. Его либерализм ставит гражданское общество выше государственной власти и подчеркивает моральную ответственность меньшинств за лидерство через пример, а не принуждение. Несмотря на скептицизм к наивному оптимизму либерализма XIX века, Ортега настаивает на сохранении его принципов, так как либерализм лежит в основе исторической судьбы Европы. Он различает демократию и либерализм, предостерегая от тирании большинства без гарантий индивидуальной свободы. В поздних работах Ортега подчеркивает важность создания наднациональной Европы для преодоления националистических конфликтов, сохранив дух свободы и плюрализма, определяющий европейскую цивилизацию.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24379Влияние Катастрофы 1898 года и идеологии немецких мандаринов на становление теории поколений Ортеги-и-Гассета2024-12-31T14:12:00+03:00Хорхе Коста Дельгадо jorge.costa@uah.es<p><span style="font-weight: 400;">В этой статье я рассмотрю на основе конкретного случая то, как социальная траектория философов и процессы коллективного определения философских продуктов находят выражение в ключевых категориях философского дискурса, то есть в символических формах, присущих социальной практике, которую мы называем философией. Для этого я покажу, что формативный период молодого Ортеги был пронизан двумя фундаментальными социальными переживаниями, которые интерпретировались через призму поколения: Катастрофа 1898 года и контакт с идеологией немецких мандаринов. Я также постараюсь показать, что эти переживания были включены или переведены в центральные категории философа, который только начинал свои первые шаги в испанском политическом и интеллектуальном поле. Впоследствии эти категории стали частью, наряду с другими символическими формами, его зрелой теории поколений. Цель этой статьи состоит в том, чтобы указать, как остаточные элементы этих двух переживаний проникают в его теорию через эти ключевые категории. Делая это, я хотел бы открыть два направления для исследований: 1) углубить понимание его работы через социологию философии и 2) предостеречь от риска некритического включения таких остаточных элементов в некритическое применение теории поколений Ортеги к современности.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24381Рассвет экосоциальных дебатов в Ибероамерике2024-12-31T14:12:05+03:00Хосе Мануэль Иглесиас Гранда josemanuel.i.granda@csic.es<p><span style="font-weight: 400;">Начало обсуждения экосоциального кризиса в Латинской Америке можно найти в ранней критике Николем идей Ортеги-и-Гассета о технике. Рассматривая теорию Ортеги, мы обсудим, как Никол утверждает необходимость отхода от современных предпосылок, заложенных в современной культуре и философии. Никол ставит под сомнение однозначное понимание человеческой деятельности как исключительно технической сферы и указывает на необходимость восстановления независимости ее этических и моральных аспектов. Цивилизационный идеал очеловечивания и формования мира через проекцию на него человеческих целей, присутствующий у Ортеги, является несостоятельным. Этот подход приводит к экосоциальному кризису, преодоление которого крайне затруднительно. По этой причине Никол предлагает способы обитания, которые не связаны с данным идеалом прогресса и технического мастерства, а основаны на моральном прогрессе, вытекающем из выраженной и общественной природы, присущей самому человеку.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24378Развитие гуманитарных наук в глобальном обществе2024-12-31T14:12:09+03:00Паоло Скоттон p.scotton@ub.edu<p><span style="font-weight: 400;">После возвращения в Мадрид из долгого изгнания, между 1948 и 1950 годами, Хосе Ортега-и-Гассет основал Институт гуманитарных наук (Instituto de Humanidades). Эта неформальная образовательная организация была задумана как противовес культурной гегемонии франкистского режима. Настоящая статья стремится пролить свет на этот часто упускаемый из виду проект, разработанный Ортегой-и-Гассетом в последние годы его интеллектуальной карьеры. Этот проект можно считать одной из самых значительных реализаций его педагогических размышлений о роли гуманитарного образования и философии в обществе — теме, которая неоднократно поднималась в его трудах, начиная как минимум с работы «Миссия университета» (Misión de la Universidad). Этот кейс особенно важен, поскольку Институт представлял собой как значительную попытку определить роль западной культурной традиции во второй послевоенный период, так и защиту необходимости свободы выражения мнений даже в условиях репрессивной диктатуры. Кроме того, этот эксперимент был тесно связан с процессом интернационализации образования, направленным на создание глобального мира после окончания Второй мировой войны. Проект, который до сих пор вдохновляет повестку дня ряда международных организаций, таких как ЮНЕСКО.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24376Бытие-в-мире и жизнь2024-12-31T14:12:15+03:00Роман Алексеевич Устьянцев romanust@ucm.es<p><span style="font-weight: 400;">Статья исследует возможный диалог и пересечения взглядов двух выдающихся мыслителей XX века: Хосе Ортеги-и-Гассета и Мартина Хайдеггера. Несмотря на разные культурные и лингвистические контексты, их размышления пересекаются в вопросах человеческого существования и взаимодействия с миром. Автор анализируют их ключевые концепции, такие как «бытие-в-мире» у Хайдеггера и «идеи и убеждения» у Ортеги, которые позволяют углубленно рассмотреть, как человек осмысливает и обживает реальность. Центральное внимание уделяется различиям и сходствам подходов к анализу мира и человеческого существования. В частности, подчеркивается, что, хотя Хайдеггер использует терминологию, насыщенную философскими неологизмами, его анализ </span><em><span style="font-weight: 400;">Dasein</span></em><span style="font-weight: 400;"> и заботы (</span><em><span style="font-weight: 400;">Sorge</span></em><span style="font-weight: 400;">) перекликается с концепцией Ортеги о «радикальной реальности» жизни. Ортега, напротив, фокусируется на необходимости диалога с широкой аудиторией и подчеркивает роль человеческого воображения в создании мира. В статье также рассматривается значимость познания как способа «быть-в-мире» у обоих философов. Несмотря на методологические различия, оба мыслителя приходят к выводу о неразрывной связи человека и мира, в котором он существует. Работа способствует лучшему пониманию философских перекличек между двумя интеллектуальными традициями и предлагает новые направления для дальнейших исследований.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24380Разбитый мир. Несколько заметок о Мануэле Сакристане как читателе Ортеги2024-12-31T14:12:21+03:00Анксо Фернандес Гарридо anxogarr@ucm.es<p><span style="font-weight: 400;">Реконструируя прочтение «Миссии университета», представленное в тексте «Университет и разделение труда», мы проведем критическое сопоставление позиций Хосе Ортеги-и-Гассета и Мануэля Сакристана, выделяя критические замечания, на которые указывает последний. В качестве центральной темы анализа выступает вопрос о разделении труда, который подразумевается в тексте Ортеги. Во второй части нашего исследования мы постараемся выяснить, как и в какой степени текст Ортеги влияет на понимание диалектики Сакристаном.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24386Легендарная мысль Хосе Ортеги-и-Гассета2024-12-31T14:12:24+03:00Мануэла Лоса Вера maloza@ucm.es<p><span style="font-weight: 400;">Рецензия на: </span><em><span style="font-weight: 400;">Carriazo Ruiz J.R.</span></em><span style="font-weight: 400;"> Ortega : vidas, obras, leyendas. — Madrid : Grupo Anaya, 2023.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24387Объединяя действие и мысль, журналистику и философию в стремлении к культурному обновлению2024-12-31T14:12:25+03:00Селия Саиз Санз celiasai@ucm.es<p><span style="font-weight: 400;">Рецензия на: </span><em><span style="font-weight: 400;">Blanco Alfonso I</span></em><span style="font-weight: 400;">. Nací sobre una rotativa. Las empresas culturales de José Ortega y Gasset. — Madrid : Tecnos, 2023.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24388Ортега тогда и сейчас2024-12-31T14:12:27+03:00Мария Навас Карралеро mnavas12@ucm.es<p><span style="font-weight: 400;">Рецензия на: </span><em><span style="font-weight: 400;">Peña C.</span></em><span style="font-weight: 400;"> La actualidad de Ortega y Gasset. Flash, 2022.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24389Размышление над языком, молчанием и мыслью Ортеги2024-12-31T14:12:28+03:00Мигель Куэнка Аррибас migucu02@ucm.es<p><span style="font-weight: 400;">Рецензия на: </span><em><span style="font-weight: 400;">Balaguer Garcia E.</span></em><span style="font-weight: 400;"> Los límites del decir. Razón histórica y lenguaje en el último Ortega. — Madrid : Tecnos, 2023.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24390Упорядоченные идеи2024-12-31T14:12:30+03:00Рубен Альварес Вальехо rualva01@ucm.es<p><span style="font-weight: 400;">Рецензия на: </span><em><span style="font-weight: 400;">Taltavull J.B.</span></em><span style="font-weight: 400;"> España como vocación y circunstancia. La idea de nación en el pensamiento y la acción política de José Ortega y Gasset. — Madrid : Dykinson, 2023.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24391Контекст, видение и наследие2024-12-31T14:12:32+03:00Мария дель Мар Бласко Лоренцо mblasc03@ucm.es<p><span style="font-weight: 400;">Рецензия на: Ortega y Gasset, su visión de España / ed. por A. Francisco. — Madrid : Sekotia, 2023.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24392О философе, ищущем лекарство2024-12-31T14:12:33+03:00Лаура Экспосито Лагуна laurexpo@ucm.es<p><span style="font-weight: 400;">Рецензия на: </span><em><span style="font-weight: 400;">Lasaga Medina J.</span></em><span style="font-weight: 400;"> Meditaciones para un siglo : la filosofía política de Ortega y Gasset. — Madrid : Cinca, 2022.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24393Основные нарративы поиска истины2024-12-31T14:12:35+03:00Джудит Николь Вальдивия Террасас judivlad@ucm.es<p><span style="font-weight: 400;">Рецензия на: </span><em><span style="font-weight: 400;">Zamora Bonilla J.</span></em><span style="font-weight: 400;"> Ortega y Gasset : la aventura de la verdad. — Barcelona : Shackleton Books, 2022.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24385Воплощенная амбивалентность2024-12-31T14:12:36+03:00Даниил Евгеньевич Лаврищев delavrischev@hse.ru<p><span style="font-weight: 400;">Рецензия на: </span><em><span style="font-weight: 400;">Касавин И.Т., Костина А.О.</span></em><span style="font-weight: 400;"> Эпистемология добродетелей : ценностно-нормативный образ субъекта познания. — М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2024.</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economicshttps://philosophy.hse.ru/article/view/24394Instrumenta studiorum2024-12-31T14:12:38+03:00Олег Валентинович Ауров olegaurov1@yandex.ruАлександр Владимирович Марей marey-av@ranepa.ruАнастасия Начаркина anacharkina@yandex.ru<p><span style="font-weight: 400;">III Международный коллоквиум «Историк и власть в средневековой Европе»: Москва, 23–26.09.2024</span></p>2024-12-30T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economics