Философия. Журнал Высшей школы экономики https://philosophy.hse.ru/ Журнал «Философия. Журнал Высшей школы экономики» нацелен на выявление концептуальных оснований философских теорий, проработку их ключевых понятий, анализ методологии философского исследования. ru-RU mdyurlova@hse.ru (Maria Marey) nlecic@hse.ru (Nikola Lečić) Thu, 30 Jun 2022 23:15:07 +0300 OJS 3.1.2.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Ситуации канонов. Часть 2 https://philosophy.hse.ru/article/view/14553 <p>Этот номер продолжает тему канона, начатую в первом выпуске журнала за 2022 год: в первом номере в основном были представлены тексты о философии и социальной истории, во второй — вошли статьи, посвященные канону в науках и культуре.</p> <p>Сосредотачиваясь именно на каноне, мы совершаем перенос. Канон в литературе или искусстве является образцом и некоторым правильным способом действовать. По отношению к наукам и дисциплинам чаще говорят о классике: это понятие связано не только с классами, где проходят основные книги дисциплин, — оно связано и с классикой Античности,&nbsp; являющейся фундаментом гуманитарных и социальных наук Нового времени так же, как природа оказывается фундаментальным понятием для наук естественных.</p> <p>Применимо ли понятие классики для сформировавшихся в прошлые столетия интеллектуальных сюжетов, которые выходят за рамки наук? Мы не уверены. Обращение к этому понятию задает оценочную рамку разговора о забвении или распаде классики, поэтому для описания возможных внутренних связей и оснований мы предлагаем использовать понятие канона.</p> <p>Канон не имеет таких историчных и исторических предпосылок, он не связан с определенной общей для всех эпохой. Он формируется внутри некоторой области деятельности: искусств, наук, исследовательских областей. Каноничными становятся фигуры, входят в канон понятия, которые могут из него выходить. Из канона можно обратиться к философским основаниям или с помощью философии понять нечто выходящее за рамки дисциплины.</p> <p>В этом номере мы собрали тексты о разных интеллектуальных сюжетах: от фанфикшна до информации в биологии. Авторы выявляют то, что становится каноном, укоренено в науках и искусствах и порой причудливо перекрещивается между собой. Так, в статье о маньяках в сериалах появляется роль науки, а изучение канона STS обращает нас к литературе. В некоторых случаях каноническое понятие заимствуется из другой области знания, но становится основой в науке, например в биологии, что продемонстрировано в статье Ивана Кузина на примере понятия информации. Иногда канон скорее производится в практике письма, как показывает в исследовании Наталия Волкова.</p> <p>Номер открывается беседой с <strong>Александром Филипповым</strong>. <strong>Полина Колозариди</strong> и <strong>Андрей Тесля</strong> спрашивают его о судьбе и устройстве канона в социологии. Разговор начинается с проблемы неоднозначности канона, в частности, о его делении на образовательный и исследовательский. Но ключевая проблема беседы — это изменение канона под действием социальных и внутринаучных факторов. Социология может объяснять и стабилизационные, и кризисные процессы в обществе, но ее процветание происходит в течение последних. В кризисные периоды она расширяется и обращается к другим теориям, благодаря чему меняется сама дисциплина. В конце разговора собеседники рассуждают о том, стоит ли обращаться к использующим социологический язык или искать другие основания канона, как и делают Александр Филиппов и неожиданно возникающий в финале беседы Бруно Латур.&nbsp;</p> <p>Бруно Латур будет упомянут и в следующем тексте — исследовании <strong>Наталии Волковой</strong>. Хотя основной интересующий ее автор — это ключевая фигура Ланкастерской школы STS (исследований науки и технологий) Джон Ло. Наталия Волкова обращается к реконструкции самих текстов Школы и показывает их связь с литературными и научными канонами. Это не просто устройство текста, оно производит научное знание, соответствующее понимаю Ло и других авторов Ланкастерской школы, обосновывающее связь между наукой и литературой. Они не только фиксируют, что социологический текст — это текст, находящийся между наукой и искусством, но и производят его. Статья Наталии Волковой при этом скорее соответствует подходу Ло в его обращении к канонам других наук и позволяет читателю увидеть, как разворачивается аргумент Ланкастерской школы STS.&nbsp;</p> <p>Тему неожиданной социологии продолжает статья <strong>Полины Колозариди</strong> и <strong>Лёни Юлдашева</strong> о каноне в интернет-исследованиях. Эта область знания открещивается от статуса дисциплины, не обзаводится даже университетскими кафедрами и учебниками. Через изучение институций и нескольких фигур исследовательской области авторы показывают, что каноничность возникает в сочетании подходов и тем, а также внимания к самому объекту исследований — интернету. Сообщество без дисциплины потворствует и созданию самого своего объекта (интернета), и некоторым дискуссиям о его политической роли, но не включает в себя ни дисциплинарного знания, ни философских дебатов, уравнивая разные виды классического знания и принципиально не проблематизируя их. Такой способ интеллектуального действия становится каноничным внутри интернет-исследований.</p> <p>К счастью, среди мира бесконечного разнообразия исследовательских областей есть и науки, в частности биология. <strong>Иван Кузин</strong> проблематизирует понятие информации как ключевого в генетике и молекулярной биологии. Его статья сначала объясняет, как информация стала частью биологии (в этом становлении были развилки), но основная часть текста показывает, как возможны другие эпистемологические ситуации. Их сложно представить, ведь понятие ДНК, генетика, даже бытовые разговоры о биологии включают в себя понятие информации. Однако на примерах математической теории информации и разных теорий специфичности автор показывает, что и понимание жизни, и роль информации в ней могут меняться в сторону подхода к существованию как общему потоку, где информация как нечто отдельное не играет существенной роли.</p> <p>Статья <strong>Марии Марей</strong> тоже обращается к специфичному и всеобщему — образу маньяка как злодея в сериалах. В статье делается акцент на том, что зло и опасность в сериалах, оказываясь постепенно не монструозным, а повседневным и вместе с тем исключительным, воплощается в фигуре маньяка. Однако эта фигура не просто существует, но и находит объяснения. Посредством обращения к сериалам статья дает объяснения маньякам, которые приходят из мира наук. В конечном счете оказывается, что наука и сам способ прояснения зла становится частью канона в сериалах.</p> <p>Блок о каноне завершается статьей <strong>Ксении Романенко</strong>. Этот текст посвящен тем группам авторов и авторок, которые работают с фанфиками, то есть фанатскими вариациями на тему произведений классической и/или массовой культуры. В теориях литературы (и, собственно, в работах Гарольда Блума, ставшего одним из вдохновителей этого двойного блока) нередко речь идет о том, что история литературы в большой степени опирается на сюжеты предшественников. Но в этой истории действуют институциональные акторы, а в статье Ксении Романенко речь идет о сообществах. Этот текст показывает, что работа рефлексии по поводу канона как проблемы приводит к формированию новых правил.</p> <p>Правила распознавания канонов и обращения с ними, мы надеемся, будут интересовать исследователей и дальше. Но двойной номер на эту тему пока завершается. Вне темы канона в этом выпуске представлено четыре статьи. Начнем с исследования <strong>Андрея Тесли</strong> о том, как Лидия Гинзбург читала Марселя Пруста. Статья отчасти связана с проблематикой канона, ведь роман «В поисках утраченного времени» Пруста для Гинзбург был способом обращении к реальности в мире, где реальность подвергается постоянному препарированию. Точнее, роман был изобретением способа, адекватного времени, чтобы вновь соединять слова и вещи в неразрывное целое.</p> <p>В статье<strong> Александра Санженакова</strong> и <strong>Дениса Маслова</strong> речь тоже отчасти идет о смене канона: о том, как скептики критически относились к стоической философии и как это повлияло на стоические размышления о взаимозависимости эпистемологии и этики, что в итоге привело к появлению римского стоицизма.</p> <p>***</p> <p>Продолжает номер наша новая рубрика «Женщины в истории философии», открывающаяся статьей <strong>Марии Рахманиновой</strong> о Симоне де Бовуар. В центре внимания авторки находится понимание советского в политической оптике Бовуар, этот недооцененный в исследовательской литературе сюжет. Также Мария Рахманинова обращается к тому, как сама Бовуар описала полемику вокруг событий в Испании 1936 г. или политику СССР во время Второй мировой войны, как она старалась занимать по возможности неангажированную позицию. <strong>Федор Станжевский</strong> в своем исследовании анализирует критику субстанциализма, или «мифа о субстанции», в теории всеобщих процессов Йоханны Зайбт. В статье представлена теория всеобщих процессов как непартикулярных индивидов, моделью которых являются бессубъектные действия, и вкратце обрисовано решение проблемы постоянства во времени с точки зрения теории всеобщих процессов.</p> <p>В дискуссии, посвященной политической биологии как феномену постгеномной эры, авторами предпринимается попытка критически осмыслить природу и особенности становления нового научного направления, которое условно было названо политической биологией и которое считается «революционным» в силу преодоления традиционных границ между «знанием о природе» и «знанием о духе». Показывается, что в этом направлении осуществляется синтез ключевых представлений и из биологического знания, и из политологии. Авторы дискуссии сходятся во мнении, что это название («политическая биология») отчасти носит метафорический оттенок. Элементы разногласий между участниками дискуссии касаются вопросов о механизмах расширения границ «эпистемологического империализма» по мере прогресса нового направления, о степени его потенциального воздействия на политические процессы (особенно связанные с опасностями простых политических решений, основанных на научных данных) и, соответственно, об ухудшении политического климата в результате такого рода действий, о перспективах конструирования новых общественных структур, которые могут ограничить свободный выбор человека в планировании своей жизни и потомства. Наконец, формулируются вопросы, которые могут составить предмет будущих исследований.</p> <p>Завершается номер рецензией <strong>Александра Маркова</strong> на книгу Йоэля Регева, представляющей подробное размышление о взглядах этого автора, и анонсом будущей научной конференции.</p> <p><em>Полина Колозариди и Андрей Тесля</em></p> Редакция журнала ВШЭ Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14553 Thu, 30 Jun 2022 20:39:39 +0300 «Как большой проект социология закрыта» https://philosophy.hse.ru/article/view/14536 <p>Интервью с Александром Фридриховичем Филипповым, д.с.н. и профессором НИУ ВШЭ (Москва).</p> Андрей Александрович Тесля , Полина Владимировна Колозариди Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14536 Thu, 30 Jun 2022 20:43:24 +0300 Неклассический канон ANT/STS https://philosophy.hse.ru/article/view/14552 <p>В статье рассматривается канон как принцип формирования акторно-сетевого письма и его влияние на становление Ланкастерской школы, которая существует на пересечении акторно-сетевой теории (ANT) и исследований науки и технологий (STS). Обсуждение канона в статье строится вокруг идеи канонических экспериментов Роберта Бойля, которые послужили образцом для экспериментальной науки Нового времени. В качестве экспериментальной техники канон противопоставлен характерному для социологии принципу выделения классиков и классических текстов, входящих университетский канон. (Не)классические формы организации подвижного канона описаны на примере работы с кейсами теоретиков Ланкастерской школы ANT, описывающими передвижения технологий. Для анализа выделены два кейса, проанализированные в статье Джона Ло «Объекты и пространства»: «португальский корабль», который поддерживает форму за счет движения как «неизменная мобильность», и «зимбабвийский насос» как «текучая техника», у которой есть устойчивое ядро и подвижная граница периферии. Разбор каждого из кейсов с выделением их траекторий передвижения между различными текстами, стратегий упрощения анализируемых ситуаций и работы с организацией статьи позволяет выделить подвижный канон ANT/STS как результат наложения двух осей: эмпирического/теоретического описания и выделения ядра контроля/контролируемой периферии. В результате показано, как подвижный канон приобретает устойчивое ядро в статье Ло «Объекты и пространства» и становится основой для дальнейшего развития Ланкастерской школы.</p> Наталия Алексеевна Волкова Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14552 Thu, 30 Jun 2022 20:46:22 +0300 Канон интернет-исследований https://philosophy.hse.ru/article/view/14551 <p>Статья посвящена тому, как понятие канона позволяет составить описание исследовательской области. Авторы обозначают проблему изучения исследовательских областей, studies, не являющихся классическими дисциплинами. Из-за междисциплинарного характера производимого знания в studies не формируется классика, то есть набор авторов и текстов, влияющий на развитие дискуссий и выбор направлений теоретических и практических изысканий. Для картографирования основных подходов и изучения интеллектуальных оснований предлагается понятие канона. Канон определяется как сочетание и взаимодействие ключевых авторских отношений в контексте организационных особенностей академических центров и университетов с текстами и понятиями, наиболее значимыми для исследовательской области. Канон дает возможность очертить границы междисциплинарной области, отличая ее от других и одновременно от дисциплин, которым она наследует. В дополнение к этому авторы задействуют арсенал традиционных подходов, использующихся для описания исследовательских областей: социологии знания, самоописания области — и обращаются к способу осуществления исследований, принятое в той или иной сфере. Во второй части статьи предпринята реконструкция трех историй ученых, значимых для интернет-исследований, прояснен характер дискуссий, в которых они участвовали, и показано, как формировался канон в интернет-исследованиях. Утверждается, что теоретические ресурсы, примененные авторами, определяют направления дальнейших разработок в интернет-исследованиях. Анализ канонических подходов позволяет, таким образом, отделить интернет-исследования от смежных областей, таких как digital humanities или цифровая экономика. Канон оказывается своего рода инфраструктурой, направляющей исследователей интернета к одним сюжетам и усложняющей обращение к другим.</p> Полина Колозариди, Лёня Юлдашев Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14551 Thu, 30 Jun 2022 20:46:09 +0300 Концепция генетической информации и историческая эпистемология https://philosophy.hse.ru/article/view/14548 <p>Концепция информации в молекулярной биологии и генетике обладает двойственностью, присущей всякому канону: с одной стороны, сейчас она выглядит универсальной, трудно помыслить выход за ее пределы, с другой — историки науки показывают, что ее возникновение культурно контингентно и связано с «информатизацией» науки и общества во время Второй мировой и холодной войны. Такого рода двойственность является предметом анализа исторической эпистемологии (критического презентизма), которая пытается понять науку, с одной стороны, как рациональную (истина универсальна), с другой — как контингентную (возможны другие миры научного знания). В данной статье на примере концепции генетической информации показано, как первая цель исторической эпистемологии достигается критикой науки прошлого при помощи современного научного и философско-научного знания, а вторая цель — критикой современной науки с позиции науки прошлого. Стремительный взлет концепции информации в биологии в середине XX века и быстрый переход от количественной математической теории информации к информационно-лингвистическим метафорам может быть рационально понят в рамках телеосемантической интерпретации информации, разрабатываемой в современной философии биологии. С другой стороны, углубляясь в прошлое биологии, мы обнаруживаем все более радикальные альтернативы господствующей концепции информации и сопряженным с ней информационно-лингвистическими метафорам: от математической теории информации к «химической» концепции абсолютной специфичности как стереоспецифичности до «физической» концепции относительной специфичности как следствия коллективных эффектов. Эта историческая перспектива позволяет различить возможные альтернативы концепции информации и в современной биологии.</p> Иван Александрович Кузин Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14548 Thu, 30 Jun 2022 20:45:26 +0300 Маньяк из соседнего канона https://philosophy.hse.ru/article/view/14535 <p>Данная статья посвящена исследованию кинематографических образов серийных преступников в сериалах соответствующей тематики — таких, где для их вычисления и поимки используются научные и наукообразные методы, называемые профилированием на русском языке. Предполагая, что кино и телевидение могут менять (и формировать) представления человека о жизни, о нормах, о правильном и неправильном, должном и недолжном поведении, автор обращается к сравнению романа и сериала как художественных феноменов со схожей спецификой функционирования и воздействия на публику. Далее автор обращается к встречающемуся в исследовательской литературе сопоставлению трикстера и маньяка (психопата или социопата) и показывает, почему это сравнение некорректно. Используя теорию дискурсов Мишеля Фуко и его исследования, посвященные становлению концепта «ненормальности», автор напоминает читателю, как он исторически формировался в науке и философии, а также каким образом фигура эксперта (криминолога, психиатра, врача) возникает и концептуализируется вместе с уточнением характеристик того, кого он исследует. Анализируя работы Джона Дугласа, автор делает вывод, что исследователей, называемых сейчас профайлерами, можно считать «экспертами» в том смысле, в котором об этом писал Фуко: фактически профайлеры описали характеристики маньяка — серийного убийцы, хорошо знакомого нам по фильмам и сериалам, и в дальнейшем образы серийных преступников выстраивались с учетом данных современной науки.</p> Мария Дмитриевна Марей Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14535 Thu, 30 Jun 2022 20:43:08 +0300 Трансформация канона, борьба с каноном, пересоздание канона как основания культуры фанфикшна https://philosophy.hse.ru/article/view/14537 <p>Для понимания трансформации канонов, борьбы с канонами, обсуждения канонов продуктивно исследовать фанфикшн — особую читательскую, зрительскую и авторскую практику, в рамках которой активно создаются непрофессиональные и некоммерческие тексты, основанные на сюжетах и героях чужих произведений. Фанфикшн устроен парадоксально: он зиждется на специфичном каноне — коллективно отобранных кино- и литературных текстах, — движется поклонением, эмоциональной привязанностью и вниманием, при этом изначально работает как борьба с каноном, критика канонов и изменение канонов. Канон — не только исследовательское понятие, но и внутрикультурное обозначение авторами фанфикшна исходного произведения, на основе которого будет написан фанатский текст. Фанаты создают и собственный канон — фанон, совокупность характерных сюжетных решений и способов изменения персонажей, устоявшихся в фанфикшне. В статье рассматриваются пересечения канона высокой и массовой культуры, национального литературного канона, а также канона и фанона в понимании фанатов с разными типами отношения к канонам: распадом, трансформацией, борьбой, пересозданием. Аргументация выстраивается на основе критического анализа исследовательской литературы о фанфикшне с акцентом на метафорах, помогающих авторам описать отношения авторов фанфикшна — фикрайтеров — с канонами, и на опыте эмпирических исследований фанфикшна по произведениям массовой культуры (книжной и киносерии о Гарри Поттере, сериалу «Доктор Кто», сериалу «Шерлок» и другим), фанфикшну и сиквелам к романам британской писательницы XIX века Джейн Остен и фанфикшну по русской классической литературе.</p> Ксения Романовна Романенко Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14537 Thu, 30 Jun 2022 20:43:37 +0300 «Для меня самый важный писатель» https://philosophy.hse.ru/article/view/14550 <p>Роман Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» имел очень большое и долговременное влияние как на размышления, так и на художественную практику Лидии Гинзбург. Неслучайно столь долговечным оказалось предание о ее собственной попытке написать «прустовский» роман. Не меньшее значение для нее имела и сама по себе проблема «большого текста» — длительности, которая создается самой длительностью повествования. Но основным выступает «снятие» Прустом проблемы «выдуманности», «фикции» романного повествования — возможность одновременно рассматривать роман Пруста в контексте художественной литературы и документального рассказа. Если в конце 1920-х реакция Гинзбург на роман Пруста во многом связана с вопросами применимости, ассимиляции прустовских приемов и принципов построения произведения, то уже с рубежа 20–30-х годов ее понимание оказывается сопряжено с переживанием прустовского романа не только как нового, но и как делающего возможным то, что уже невозможно в рамках предшествующей литературы, способа моделирования себя. В данном очерке мы ограничиваемся лишь одним из аспектов огромной темы «Пруст и Гинзбург», а именно ставим задачу определить, в чем виделось Гинзбург основное содержание и значение Пруста как писателя и чем определялось постоянное возвращение ее мысли к его роману. В художественной практике Пруста Гинзбург видит реализованным основное назначение литературы: интерпретацию «человеческого опыта, социального и душевного», в нахождении той сферы, где «сейчас» возможно соединение слов и вещей, т.е. где литература может обрести реальность, прорваться к ней.</p> Андрей Александрович Тесля Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14550 Thu, 30 Jun 2022 20:45:56 +0300 Стоическая теория действия и ее скептическая критика https://philosophy.hse.ru/article/view/14540 <p>В статье рассматривается&nbsp; стоическая теория действия и ее критика скептиками. Стоики полагали, что агент получает автономию благодаря согласию, которое дается на представление, облеченное в виде высказывания. В этом месте теория действия соединяется с теорией познания, поскольку согласие может даваться как на ценностно нейтральные, так и на ценностно нагруженные высказывания. Возникает вопрос: требует ли правильное поведение наличия адекватных теоретических постигающих представлений или же достаточным залогом успеха деятельности являются правильность практических постигающих представлений? Скептики активно критиковали все разделы учения Стои и часто обращались к понятию «постигающего представления», доказывая, что его не существует. Указывая на недостатки стоической и других догматических теорий, скептики тем самым отрицали познавательную и моральную непогрешимость стоического мудреца. В качестве возможного ответа предлагается различать практический и теоретический уровни постигающего представления. На примере ошибочного согласия на ложное представление показано, что ошибка в теоретическом согласии не обязательно приводит к ошибке в практическом согласии. В ответ на критику со стороны оппонентов пирронизм вынужден был строить не только модель недогматической аргументации, но и собственную модель действия. Скептики приводят аргументы против возражения <em>апраксии</em>, которое заключается в том, что скептик не может действовать до тех пор, пока не даст согласие на то или иное представление. Однако <em>атараксия скептика</em> не предполагает тотального квиетизма и растительной жизни, поскольку оставляет пространство для действия, не привязанного к сфере истинностных высказываний. Дискуссия привела к тому, что стоики стали более сдержанно проводить линию взаимозависимости эпистемологии и этики, а также стали больше внимания уделять именно практическому компоненту своего учения. Скептики же были вынуждены разработать собственную модель действия, согласно которой скептик может действовать, но при этом избегать приверженности мнениям и воздерживаться от суждений.</p> Александр Афанасьевич Санженаков, Денис Константинович Маслов Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14540 Thu, 30 Jun 2022 20:44:00 +0300 Политические взгляды Симоны де Бовуар https://philosophy.hse.ru/article/view/14532 <p>В статье исследуются траектории политической рефлексии французской экзистенциалистки и писательницы Симоны де Бовуар, незаслуженно часто выпадающие из поля зрения исследователей ее творчества и биографии. В фокус внимания вводится проблематика советского, как сквозная для ее произведений, и она рассматривается в динамике применительно к периоду 1920–1960-х гг.&nbsp; Предпринимается дискурсивный анализ сочинений разных лет и метаморфозы в принципах, языке и методах репрезентации советского в зависимости от исторического периода — в отношении как внутреннеполитического, так и внешнеполитического уровня советской политики. Особое внимание уделяется свидетельствованию Симоны де Бовуар об опыте наблюдения за событиями в Испании 1930-х гг. и об этапах их осмысления — актуальном и ретроспективном. В свете этого проблематизируются выбранные С. де Бовуар и ее окружением методы оценки, а также философского и фактологического освоения заданной политической перспективы; высказывается критика относительно поверхностности источниковедческой части формирования политического консенсуса французского интеллектуального сообщества о советском проекте и событиях в СССР. Предпринимается попытка определить значение и вклад Симоны де Бовуар в репрезентацию этого консенсуса и пронизывающих его полемических линий, а также оценить ее собственное отношение к происходящему; высказывается мнение о роли этого консенсуса в дальнейшем становлении европейского понимания советского и постсоветского.</p> Мария Дмитриевна Рахманинова Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14532 Thu, 30 Jun 2022 20:42:19 +0300 Теория всеобщих процессов Йоханны Зайбт https://philosophy.hse.ru/article/view/14549 <p>В статье рассматривается теория всеобщих процессов Йоханны Зайбт. Представлена критика субстанциализма, или «мифа о субстанции», как совокупности допущений, образующей парадигму. Показано, что субстанциалистские пресуппозиции препятствуют адекватному решению вопроса об устойчивости во времени, в частности потому, что в традиционной онтологии этот вопрос ошибочно относят только к объектам — людям или вещам. Показана апория изменения, зиждущаяся не только на противоречии между изменением свойств объекта и законом Лейбница о тождественности неразличимых вещей, но и на негласно принятых субстанциалистских допущениях. Показана проблематичность как традиционного эндурантизма, так и пердурантизма, по видимости отказывающегося от идеи субстанции. Пердурантизм выделяет в постоянном объекте различные темпоральные стадии; объект может пониматься как совокупность своих временных частей. Тем не менее в интерпретации темпоральных частей или стадий пердурантизм сохраняет некоторые субстанциалистские допущения, что ведет к противоречиям. Одной из опор субстанциализма является партикуляризм, исходящий из дихотомии универсалии/партикулярии. Однако партикуляризм сам основан на ряде допущений, ведущих к противоречиям, и он плохо справляется с решением проблемы индивидуации. В частности, следует отказаться от отождествления, с одной стороны, партикулярного с индивидуальным, с другой — абстрактного со всеобщим. Это позволит допустить существование индивидов, не являющихся партикуляриями. Представлена теория всеобщих процессов как непартикулярных индивидов, моделью которых являются бессубъектные действия. Наконец, вкратце обрисовано решение проблемы постоянства во времени с точки зрения теории всеобщих процессов.</p> Федор Алексеевич Станжевский Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14549 Thu, 30 Jun 2022 20:45:39 +0300 Политическая биология как феномен постгеномной эры https://philosophy.hse.ru/article/view/14530 <p>В статье предпринимается попытка осмыслить природу и особенности становления нового научного направления, которое условно было названо политической биологией и которое считается «революционным» в силу преодоления традиционных границ между «знанием о природе» и «знанием о духе». Показывается, что в этом направлении осуществляется синтез ключевых представлений и из биологического знания, и из политологии. В нем преодолеваются установки жесткого детерминизма в виде геноцентризма, что открывает постгеномную эру. Обращается внимание на важность эпигенетики, которая, собственно, и осуществляет это преодоление и развитие которой предполагает становление «эпиполитики». Подчеркивается сложность принятия политических решений, которые могут основываться на достижениях поведенческой эпигенетики, и неоднозначность ее заключений в контексте общественных настроений и традиций. Особый акцент в статье делается на необходимости глубокого анализа трансгенерационных эффектов, вызванных психологическими травмами. Эти эффекты могут иметь далеко идущие последствия для здоровья грядущих поколений. Наконец, рассматриваются некоторые негативные последствия неверной интерпретации результатов эпигенетических исследований и потенциально необоснованного их использования в условиях не- или слаборегулируемых рыночных отношений.</p> Валентин Александрович Бажанов Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14530 Thu, 30 Jun 2022 20:41:38 +0300 «Эпиполитика» как угроза политике https://philosophy.hse.ru/article/view/14533 <p>Дискуссия: политическая биология в оптике гуманитарной экспертизы.</p> Лиана Анваровна Тухватулина Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14533 Thu, 30 Jun 2022 20:42:33 +0300 In vitro и in vivo эпигенетического вызова https://philosophy.hse.ru/article/view/14543 <p>Дискуссия: политическая биология в оптике гуманитарной экспертизы.</p> Евгений Александрович Жарков Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14543 Thu, 30 Jun 2022 20:44:30 +0300 Перспективы «политической биологии» https://philosophy.hse.ru/article/view/14531 <p>Дискуссия: политическая биология в оптике гуманитарной экспертизы.</p> Владимир Натанович Порус Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14531 Thu, 30 Jun 2022 20:41:57 +0300 Об особенностях биологического объяснения политических явлений https://philosophy.hse.ru/article/view/14545 <p>Дискуссия: политическая биология в оптике гуманитарной экспертизы.</p> Евгений Валерьевич Масланов Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14545 Thu, 30 Jun 2022 20:45:00 +0300 Социально-политическая власть науки и технологий (на примере эпигенетики) https://philosophy.hse.ru/article/view/14542 <p>Дискуссия: политическая биология в оптике гуманитарной экспертизы.</p> Светлана Викторовна Шибаршина Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14542 Thu, 30 Jun 2022 20:44:15 +0300 Политическая биология в оптике гуманитарной экспертизы https://philosophy.hse.ru/article/view/14544 <p>Дискуссия: политическая биология в оптике гуманитарной экспертизы.</p> Валентин Александрович Бажанов Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14544 Thu, 30 Jun 2022 20:44:47 +0300 Модули модального https://philosophy.hse.ru/article/view/14546 <p>Рецензия на книгу: Регев Й. Радикальный ти-джеинг. — Пермь : Гиле пресс, 2021.</p> Александр Викторович Марков Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14546 Thu, 30 Jun 2022 20:45:14 +0300 Круглый стол «Феноменология в СССР» https://philosophy.hse.ru/article/view/14534 <p><span style="font-weight: 400;">Анонс круглого стола.</span></p> Редакция журнала ВШЭ Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/14534 Thu, 30 Jun 2022 20:47:36 +0300