Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://philosophy.hse.ru/ Журнал «Философия. Журнал Высшей школы экономики» нацелен на выявление концептуальных оснований философских теорий, проработку их ключевых понятий, анализ методологии философского исследования. ru-RU mdyurlova@hse.ru (Maria Marey) nlecic@hse.ru (Nikola Lečić) Sun, 31 Dec 2023 18:40:08 +0300 OJS 3.1.2.1 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Философия. Журнал Высшей школы экономики. Том 7, №4 https://philosophy.hse.ru/article/view/18871 <p>В центре внимания этого номера нашего журнала, последнего в 2023 году, оказывается женская философия. Слово «женская» можно понимать очень по-разному, и уже поэтому стоит сказать об этом несколько поясняющих слов. Нас интересует и философия, которую делают женщины как авторы, и философия, концентрирующаяся на проблемах женщин как членов общества. Именно поэтому номер открывается статьей <strong>Софьи Порфирьевой</strong> и <strong>Марии Стениной</strong>, посвященной критике нормативного насилия Джудит Батлер и Сары Ахмед, и продолжается исследованием <strong>Анастасии Адамовой</strong> о феномене материнства как об одном из формирующих факторов женского в феминистском дискурсе. Продолжает номер ряд статей, посвященных фигурам женщин-философов, когда-то известных, а сейчас незаслуженно забытых. Речь идет об исследовании <strong>Екатерины Кошолап</strong>, в центре которого оказались фигуры женщин — членов партии кадетов, а также о статье <strong>Любови Богодельниковой</strong>, посвященной М.В. Безобразовой, о работе <strong>Софьи Никифоровой</strong> и <strong>Екатерины Михеевой</strong>, рассказывающей о Рае Дунаевской. Примыкает к этим трудам написанный <strong>Ольгой Левиной</strong> и <strong>Тимуром Саевым</strong> текст, героем которого оказывается Дамарис Кадворт Мэшем, изучаемая как философ естественного права. Замыкает этот блок статья <strong>Дианы Гаспарян</strong>, посвященная интерпретации идей М. Бахтина в феминистской теории.</p> <p>Второй блок раздела «Исследования» состоит из четырех статей, первой из которых стоит назвать «Кентавра на опушке леса» <strong>Майи-Софии Жуматиной</strong>. Эта работа посвящена рассмотрению гегелевской истории искусства, увиденной с позиций темпорального дискурсивного насилия. Затем следует статья <strong>Максима Мирошниченко</strong>, посвященная современным проблемам биоэтики. Замыкают блок исследования <strong>Максима Горбачева</strong> и <strong>Василия Шангина</strong>, обращающиеся к проблемам логики, эпистемологии и онтологии.</p> <p>Традиционный для нашего журнала блок «Переводы и публикации» в этот раз включает в себя транскрипцию никогда не публиковавшейся ранее рукописи Гуго Сен-Шерского и ее перевод на английский язык, сделанный <strong>Федором Нехаенко</strong>. Сопровождает перевод и транскрипцию обширная, написанная автором перевода вступительная статья, в которой подробно рассматриваются и фигура Гуго Сен-Шерского в контексте его эпохи, и значение публикуемой в номере рукописи. Перевод представляет собой критическое издание, что означает, что он включает в себя оригинальный текст манускриптным и критическим аппаратом, а также английский перевод, что позволяет ученым глубже и детальнее работать с материалом.</p> <p>Замыкают номер две рецензии. Первая из них посвящена недавно вышедшей книге Хосе-Луиса Вильяканьяса Берланги, в которой он обращается к фигуре виднейшего испанского философа ХХ века Хосе Ортеги-и-Гассета. Автор рецензии — докторант Комплутенского университета Мадрида <strong>Роман Устьянцев</strong>. Вторая рецензия написана <strong>Дианой Гаспарян</strong> и <strong>Александром Кочековским</strong>: она посвящена свежей монографии о творчестве Михаила Бахтина.</p> Редакция журнала ВШЭ Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18871 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Семантика ненасилия https://philosophy.hse.ru/article/view/18869 <p>В статье анализируются подходы к этике ненасилия Джудит Батлер и Сары Ахмед. Проект Батлер корнями уходит в концепцию «материального насилия» Моник Виттиг. Расширяя значения этого термина сначала до гендерного насилия, а затем до нормативного насилия, Батлер формулирует проект этики ненасилия. Последняя основывается на идеях радикального равенства и взаимозависимости. Практические дополнения к проекту Батлер можно обнаружить в работах Сары Ахмед, которая ставит вопрос более точечно: как возможна борьба с насилием в рамках институций? С опорой на феноменологическую философию она разрабатывает концепцию «феминистского слуха», которую мы предлагаем рассматривать как инструмент для реализации этики ненасилия. Поскольку «феминистский слух» — это установка, применяемая как в академической работе, так и в политической практике, она отчасти напоминает введенный Пьером Бурдьё образ «этнологической зоркости» — способности исследователя объективировать свой собственный доксический или «аборигенный» опыт. Отталкиваясь от этого мотива, мы обращаемся к его теории символического насилия, усваиваемого и воспроизводимого в системах диспозиций. Стремление Бурдьё показать материальную сторону идеологии, противопоставив её интеллектуалистским трактовкам, отчасти совпадает с мотивами, развитыми у Виттиг. Тематизация габитуальности позволяет иначе поставить вопрос о возможном преодолении идеологии, для которого оказывается недостаточно одного интеллектуального усилия. Для Бурдьё такая недостаточность становится поводом для критики классической феноменологии, в которой не был поставлен вопрос о социальных условиях возможности естественной установки. Переворачивая характерную для феноменологии стратегию работы, Бурдьё делает полем своего исследования естественную установку, в которой воспроизводится символическое насилие. В статье обозначаются возможные стратегии его преодоления.</p> Софья Игоревна Порфирьева , Мария Вячеславовна Стенина Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18869 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Материнство как субъектообразующий элемент репрезентации женского в феминизме https://philosophy.hse.ru/article/view/18858 <p>Работа посвящена постановке и решению проблемы субъекта в феминистском дискурсе через понятие материнского и того, как оно дано женщине. Проблема возникает из-за отсутствия в феминизме единого утопического будущего без угнетения, а значит, отсутствия полностью актуализированного субъекта. При этом нам необходим такой субъект, который бы был стабилен для репрезентативной политики и при этом вбирал бы в себя потенциально бесконечное количество субъектов, сохраняя при этом феминистскую направленность. В первой части работы показывается, что предыдущие попытки феминисток определить женщину не отвечали задачам феминизма, исключали определенный круг женщин и т.д. Анализ производится на основе обобщенного представления о феминистском субъекте эссенциалистского и антиэссенциалистского толка. Вторая часть работы посвящена конструированию нового объекта на основе материнства, которое рассматривается как субъектообразующий элемент. Далее предложенное основание соотносится с тем, как материнство дано женщине и почему оно, положенное в основу феминистского субъекта, позволяет нам сформировать субъекта нового типа. Так, предыдущие понимания женского и женскости критически рассматриваются как имплицитно имеющие в себе материнство, и на их место предлагается концепция субъекта, в котором которой материнство является выступает не одним из условий существования субъекта, но его основополагающим его элементом.</p> Анастасия Андреевна Адамова Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18858 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Кадетские дамы https://philosophy.hse.ru/article/view/18857 <p>Статья посвящена феномену женщин в Конституционно-демократической партии с момента ее основания и до подготовки организации к выборам в Учредительное собрание в 1917 году. Автор стремится воссоздать социокультурный портрет кадетских дам, выяснить факторы, которые могли повлиять на их вступление в партию, и охарактеризовать их деятельность в организации. Особое внимание уделяется тому, какое место в партийной иерархии могли занимать женщины, а также возможностям продвижения в ней. Кадетские дамы в основном отвечали за быт, хозяйственное обеспечение, материально-техническое снабжение, проведение мероприятий и благотворительных акций организации, но в то же время активно участвовали в принятии ключевых решений, хотя и не обладали теми же политическими правами, что и мужчины. Более того, с предоставлением этих прав женщинам после Февральской революции количество кадетских дам на ключевых партийных постах резко возросло, что подтверждает их значимость для конституционных демократов. Также выделяются характерные черты социокультурного портрета женщин Партии народной свободы. Кадетские дамы росли в пореформенной России, когда социально-экономические изменения в стране и обществе оказали огромное влияние на процесс женской эмансипации. Возможность получить качественное образование, освоить профессию и работать, выбрать супруга на основе взаимного уважения и сходства взглядов послужила фактором обретения субъектности, которая, в свою очередь, впоследствии позволила кадетским дамам стать тем политическим феноменом, о котором идет речь в данной статье.</p> Екатерина Сергеевна Кошолап Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18857 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Творчество и судьба М.В. Безобразовой https://philosophy.hse.ru/article/view/18860 <p>В статье предлагается исследовать историю отечественной философии с помощью генеалогического подхода, что, с одной стороны, позволяет по-новому посмотреть на тексты женщин-философов, переосмыслить их, а с другой, актуализирует идею альтернативной памяти, альтернативной истории философии, возвращая мыслительниц в поле историко-исследовательского рассмотрения, находя место их идеям и теоретическим разработкам. Дискурсивно-методологический анализ, лежащий в основе генеалогии, позволяет анализировать речевые высказывания с точки зрения их социального производства, чем обращает нас к проблеме власти и знания, показывает, что знание создается посредством как дискурса утверждения, так и дискурса исключения. Как следствие, возникает не только необходимость деконструкции господствующего историко-философского дискурса, но и необходимость исследований того, что этот дискурс исключает. Такого рода задачи ставит себе феминистская генеалогия. Будучи примененной к истории философии, она подрывает целостность академического дискурса, разрушая господство теоретического модуса мышления, переходя к открытому вопрошанию, а впоследствии и к изменению статуса и характера самой философии, которая более не может быть высоким теоретизированием об отвлеченных началах, а становится практикой политического. Такой подход, примененный к анализу текстов русской мыслительницы М.В. Безобразовой, позволяет увидеть не только общефилософское значение ее идей, но и политический смысл исследуемых проблем, проследить движение мысли от философии к политике. Особую важность представляет вывод о том, что феминистский анализ текстов женщин-философов прежде всего служит установлению межпоколенческого диалога и проявлению женской солидарности.</p> Любовь Александровна Богодельникова Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18860 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Марксистка Рая Дунаевская https://philosophy.hse.ru/article/view/18865 <p>&nbsp;</p> <p>В статье представлена попытка ответить на следующий вопрос: почему Рая Дунаевская, видный философ — марксист-гуманист, была забыта в общенаучном ландшафте анализа марксизма применительно к СССР? Дунаевская переписывалась и работала с влиятельными левыми интеллектуалами, такими как Лев Троцкий и Эрих Фромм, она написала большое количество статей и книг о марксистском гуманизме и сама была активисткой, однако ее не запомнили ни как философа, ни как активистку в отличие от ее коллег по цеху. В статье будет показано, что бэкграунд Дунаевской, как восточноевропейской женщины, критиковавшей СССР, а также особенность избранной ей темы марксистского гуманизма, помешали ей стать известным левым философом, хотя она определенно заслужила этот статус. Авторы доказывают это, рассматривая ее интеллектуальное взаимодействие с левыми активистами и философами, анализируя ее философские идеи относительно марксистского гуманизма и выявляя ее влияние на современные постколониальные и феминистские исследования. Посредством такого анализа можно восстановить наследие Дунаевской как философа — марксиста-гуманиста и переосмыслить его, подчеркивая влияние женщин на академический ландшафт XX века.</p> Софья Алексеевна Никифорова, Екатерина Александровна Михеева Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18865 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Закон разума и его пределы https://philosophy.hse.ru/article/view/18870 <p>Леди Дамарис Кэдворт Мэшем, английский философ и теолог, занимает особое место в интеллектуальном дискурсе Англии конца семнадцатого века. Будучи дочерью кембриджского платоника Ральфа Кэдворта, а также близкой подругой и ученицей Джона Локка, Дамарис Мэшем принимала участие сразу в ряде дискуссий, так или иначе связанных с основными положениями христианской теологии и моральной философии. Первая из них — это спор с английскими мальбраншианцами, в первую очередь с Джоном Норрисом и его интеллектуальной компаньонкой Мэри Эстелл, относительно понятия любви к Богу. Вторая важная дискуссия связана с защитой разумного христианства Джона Локка от нападок со стороны деистов и энтузиастов. В работах Мэшем отстаивает умеренную конформистскую теологию, противостоящую радикальному нонконформизму, но также предлагает особое видение христианской моральной жизни, в которой есть место удовольствиям, предписаниям естественного закона и заповедям христианского Откровения. Естественный закон занимает важное, однако не до конца исследованное место в моральной философии и теологии Мэшем. В этой статье производится реконструкция ее подхода к естественному закону и его связи с другими центральными понятиями моральной теологии Мэшем: удовольствием, социальностью, разумом и Откровением. Для достижения этой цели сочинения Мэшем интерпретируются исходя из соответствующих контекстов и рассматриваются как полемические аргументы, в которых естественное право играет важную, однако ограниченную роль.</p> Тимур Алексеевич Саев , Ольга Федоровна Левина Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18870 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Интерпретации идей Бахтина в феминистской теории https://philosophy.hse.ru/article/view/18862 <p>В последние годы концепции М.М. Бахтина получают все большее признание в западных научных кругах, находя применение в самых разных областях — от лингвистики до психиатрии. Такое запоздалое признание может показаться необычным, если не учитывать конкретный исторический контекст, в котором идеи Бахтина были представлены на Западе. Их первоначальное появление было тесно связано с развитием феминистской теории, феминистской критики и дискуссий о гендерной идентичности. Примечательно, что первое англоязычное изложение некоторых мыслей Бахтина появилось в 1966 г. в работе Юлии Кристевой «Слово, диалог и роман», ставшей основополагающим трудом в феминистской теории. После этого в течение более двух десятилетий такие бахтинские понятия, как «голос», «диалогизм», «гибридная конструкция», «гетероглоссия» и «карнавал», преимущественно использовались в феминистских интерпретациях известными теоретиками феминизма, в том числе Ю. Кристевой, В. Бутом и Д. Бауэром. Это сохранялось даже после появления в 1980-х годах прямых переводов работ Бахтина. Для многих эта связь может показаться неожиданной и даже контринтуитивной, учитывая, что сам Бахтин не обращался напрямую к феминистским проблемам или гендерным темам, не ссылался на авторов-женщин в своей литературной критике. В этой статье я рассмотрю присвоение феминистками центральных бахтинских понятий и выясню, насколько теория Бахтина плодородна для феминистских интерпретационных стратегий. Далее я утверждаю, что, хотя это феминистское принятие в значительной степени способствовало распространению бахтинских концепций на Западе, оно одновременно ограничило их более широкое распространение, используя их в качестве «бахтинского инструментария» для устранения теоретических недостатков и обхода проблем в феминистской теории. Зачастую это приводило к упрощенному и редуктивному пониманию бахтинских идей. Кроме того, я полагаю, что эта проблема связана с основной проблемой, освещенной в работах самого Бахтина: переводы и интерпретации одних и тех же идей на разных языках неэквивалентны, поскольку на них влияют различные диалогические системы.</p> Диана Эдиковна Гаспарян Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18862 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Кентавр на опушке леса https://philosophy.hse.ru/article/view/18866 <p>Исследование посвящено одной из самых актуальных тем искусствоведческой теории и философии искусства — поиску принципов построения всемирной истории искусства, которая не была бы западоцентричной. Поскольку на возникновение всеобщей истории искусства как дисциплины повлияла философская система Гегеля, попытки построить новую историю искусства — от первых трудов в 1960-х до современных деколониальных исследований — сосредоточены на деконструкции разных аспектов ее гегельянских основ. В самом радикальном виде Гегель видится причиной формирования взгляда «белого колониста» на историю искусства «Других» культур, которым приписывается примитивность, отсталость или вовсе отказывается в месте в истории. В этом исследовании анализируются три идеи, лежащие в основе традиционной истории искусства (линейность, принцип значимости и монохрония), а также три философских вопроса, определяющих вид такой истории (какая концепция истории выбирается, как понимается принцип движения через историю и по какому принципу отбираются записи истории искусства). Мы рассмотрим, как эти идеи и вопросы связаны с философией Гегеля и как множество их практических интерпретаций в разной степени отходят от первоисточника. Все они связаны тем, что предполагают определенную философию истории и времени. Чтобы пересмотреть критику гегельянства, мы предлагаем проанализировать ее через понятие темпорального дискурсивного насилия. Последнее мы конструируем через применение антропологической концепции отказа Другому в «ровесности» (coevalness) на контекст временны́х отношений в истории искусства. Будет показано, что отказ от гегельянских принципов приводит к большому ряду парадоксальных ситуаций, в которых история искусства превращается в бессодержательный каталог или даже в big data. Мы попробуем показать, что (а) проблема с гегельянством в истории искусства переводима на проблему темпорального дискурсивного насилия, но что, однако, (б) эту проблему не решают ни релятивизация, ни отказ от Гегеля, ни выборочное сохранение его принципов.</p> Майя-София Дмитриевна Жуматина Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18866 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Висцеральная жизнь https://philosophy.hse.ru/article/view/18859 <p>В этой статье рассматривается взаимодействие между воплощением, средой и аффективностью в контексте постгуманистических теорий тела, главным образом иммунной, сердечно-сосудистой и нервной систем, соединяющих висцеральное с экзистенциальным. Сосредоточившись на понятии автогетероаффективности, автор статьи бросает вызов традиционным представлениям о самости, выступая за понимание «я» как текучего, постоянно изменяющегося в результате взаимодействия с инаковостью. Критическое напряжение возникает при сопоставлении эмпирических методологий, используемых в здравоохранении и часто сводящих тело к простой биомедицинской механике, с богатым феноменологическим опытом живого тела. С помощью художественного повествования Малин Кивели и теорий Франсиско Варелы, Натали Депра и Катрин Малабу в статье подчеркивается присущая организму уязвимость и формулируется призыв к переходу от маскулинизированных медицинских дискурсов к более целостному восприятию человеческого опыта. Это исследование переплетает темы феноменологии, биомедицины и биоэтики, побуждая к многогранным дискуссиям о человеческом существовании, подчеркивая необходимость оценить биологические механизмы, а также нарративы и уязвимости, формирующие нашу общую реальность. Идеи статьи основаны на общем чувстве хрупкости во время пандемии, отражающем шаткий баланс нашего познания себя и своей уязвимости. Таким образом, дискурс призывает к переосмысленному взгляду на воплощение, здоровье и человеческий опыт, выдвигая на первый план переплетение когнитивной и аффективной сфер.</p> Максим Дмитриевич Мирошниченко Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18859 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Об эпистемологическо-онтологическом переходе, совершаемом иллюзионистами и реалистами https://philosophy.hse.ru/article/view/18868 <p>Статья посвящена дискуссии между реалистами и иллюзионистами о феноменальном сознании, феноменальных свойствах, или квалиа. Автор рассматривает эпистемологическо-онтологический переход, совершаемый обеими сторонами, — переход от эпистемологически значимых утверждений к онтологически значимым. Оценивается возможность избежать такого перехода, для того чтобы преодолеть некоторые препятствия, которые он может привнести в обсуждение. В статье приводятся примеры перехода, осуществляемого как реалистами, так и иллюзионистами, а также некоторые аргументы за и против его совершения. Автор приходит к выводу, что есть значимые аргументы в пользу обоих вариантов. С одной стороны, мы можем отказаться от перехода к онтологии на текущем этапе дискуссии. Во-первых, это ставит в тупик оппонентов и тем самым замедляет продуктивное взаимодействие. Во-вторых, сама причина перехода недостаточно обоснована. В-третьих, суть дискуссии — по крайней мере ее аргументативной части — между иллюзионистами и реалистами скорее эпистемологическая и переход к онтологии размывает ключевые моменты спора. С другой стороны, мы можем сохранить переход, обращаясь к онтологическим корням дискуссии. Затем автор указывает, что устранение эпистемологическо-онтологического перехода не предполагает отрицания онтологической значимости настоящего обсуждения и проблема природы сознания определенно заслуживает внимания, но, возможно, после того как будет тщательно рассмотрена эпистемологическая сторона проблемы.</p> Максим Дмитриевич Горбачев Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18868 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Суперклассическое вероятностное отношение следования https://philosophy.hse.ru/article/view/18864 <p>В статье задается оригинальное суперклассическое нетривиальное правдоподобное отношение следования $\vapprox$, основанное на колмогоровской теории вероятностей. Его важной чертой является примитивность условной вероятности, которая вычисляется с помощью метода таблиц истинности для классической логики высказываний. Мы изучаем свойства заданного отношения. В частности, мы показываем, что, будучи суперклассическим, т.е. все классически общезначимые формулы и выводимости имеют место для $\vapprox$, но обратное утверждение неверно, оно нетривиально и для него имеет место такой же вариант свойства непротиворечивости, что и для классического следования ⊧. мы определяем место предложенного следования в некоторых классификациях, найденных в соответствующей литературе. В частности, мы используем дювеноский анализ некоторых вероятностных отношений следования, содержащий десятки свойств, которые являются важными для любого вероятностного отношения следования, а также хлобиловский <em>руководитель покупателя при выборе своего немонотонного отношения следования</em>, благодаря немонотонности $\vapprox$, и предложенные Кобреросом, Эгром, Рипли и ван Руем отношения следования для толерантных рассуждений. Наконец, мы делаем сравнительный анализ классического, предложенного и некоторых тесно связанных со вторым отношений следования: то, что предложено В.А .Бочаровым, В.И. Маркиным, то, что предложено Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтяревым, а также то, что&nbsp; предложено Ю.В. Ивлевым, где два последних отношения основаны на так называемом принципе <em>обратной дедукции</em>, который является интуитивно приемлемым способом, который позволяет связать классическое и вероятностные отношения следования.</p> Василий Олегович Шангин Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18864 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Неизвестный демонолог в Парижском университете? https://philosophy.hse.ru/article/view/18861 <p>Термин <em>Daemonologia</em> аналогично понятиям <em>ontologia</em> или <em>anthropologia</em> не принадлежит Средневековью, как и само название эпохи. Тем не менее эти категории полезны при анализе средневековой интеллектуальной культуры, поскольку они позволяют восстановить историческую преемственность. Настоящая статья посвящена рассмотрению вклада в схоластическую демонологию Гуго Сен-Шерского&nbsp; (ca. 1190–1263). Дистинкции II.7–8&nbsp; из его комментария на Сентенции (ca. 1231–1234) были&nbsp; транскрибированы, сличены и переведены мною на английский впервые. В предисловии я обсуждаю предшественников Гуго среди схоластов и подчеркиваю значение Александра Гэльского. Александр являлся единственным предшественником Гуго, расширившим границы демонологии. Затем я показываю разнообразие проблем, которые занимали Гуго: рационализация демонического порождения, исцеления, присвоения тела, речи и чудес. За пределами влияния Аристотеля Гуго наполняет сухой текст Петра Ломбардского — основание его комментария — прекрасными историями о Валааме, Симоне Волхве, Апулее и Варфоломее. Идеи Гуго формируют основание для эволюции демонологии в первой половине&nbsp; XIII века. Наконец, я рассматриваю влияние Гуго на следующие поколения схоластов, а именно Ричарда Фишакра, Иоанна де ла Рошель и Одона Риго. Более того, используя манускрипты Роланда Кремонского и Александра Гэльского, я рассматриваю альтернативные проекты ранней схоластической демонологии. В завершении, я обсуждаю влияние Аристотеля на раннюю схоластическую демонологию между 1225 и 1245 гг.</p> Федор Всеволодович Нехаенко Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18861 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 [Вопросы об ангелах и демонах] https://philosophy.hse.ru/article/view/18853 <p>Перевод: Hugo de Sancto Caro. “Opus” [in Latin]. In <em>Biblioteca Apostolica Vaticana</em>. Città del Vaticano. Ms. Vat. lat. 1098; In <em>Fondo Antico presso la Biblioteca del Sacro Convento</em>. Assisi. Mss. 130, 131; In <em>Hoofdbibliotheek Biekorf Brugge</em>. Brugge. Ms. 178; In <em>Bibliothèque nationale de France</em>. Paris. Mss. lat. 10728, 3073.</p> Федор Нехаенко; Гуго Сен-Шерский Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18853 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Философ в трудные времена https://philosophy.hse.ru/article/view/18856 <p>Рецензия на: Villacañas Berlanga J. L. Ortega y Gasset : una experiencia filosófica española. — Madrid : Guillermo Escolar Editor, 2023.</p> Роман Алексеевич Устьянцев Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18856 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Бахтин между персоналистской феноменологией и философией романа https://philosophy.hse.ru/article/view/18867 <p>Рецензия на: Wyman A. The Gift of Active Empathy : Sheller, Bakhtin, and Dostoevsky. — Evanston, Illinois : Northwestern University Press, 2016.</p> Диана Эдиковна Гаспарян , Александр Александрович Кочековский Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18867 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300 Либеральные теории в XXI веке: идентичность, тенденции и перспективы https://philosophy.hse.ru/article/view/18863 <p>Обзор секции международной конференции «Мир/миры будущего» Школы философии и культурологии (07.10.2023)</p> Илья Алексеевич Крисанов Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0 https://philosophy.hse.ru/article/view/18863 Sun, 31 Dec 2023 00:00:00 +0300