Дополнение к третьему немецкому изданию «Невидимой религии»

  • Томас Лукман Университет Констанца, 78457 Констанц, Германия
  • Елизавета Кострова Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 115184, Россия, Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23-5А
  • Иван Забаев Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 115184, Россия, Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23-5А
Ключевые слова: невидимая религия, секуляризация, приватизация религии, аппрезентация, типология трансценденций, социальное конструирование реальности

Аннотация

В данном тексте Лукман, спустя более чем 20 лет после выхода первого издания «Невидимой религии», обобщает и проясняет свою позицию, изложенную в самой книге. Он спорит с представлением о падении роли религии в современном обществе и о растущей светскости нашего времени, настаивая на таком понимании религии, которое не сводило бы ее к интуициям западного человека. Основанием для определения религии для Лукмана становится понятие трансценденций, которые он делит на «малые», «средние» и «большие». Именно опыт последних, «больших», трансценденций, уводящих человека прочь от повседневности в иную реальность, играет ключевую роль в возникновении того, что подразумевается под религией. Иерархии трансценденций поставлена в соответствие иерарахия знаков, которые позволяют превратить содержание субъективного опыта трансценденций в интерсубъективную реальность. Средством аппрезентации «больших» трансценденций оказывается символ, а его реализацией в качестве социального действия — ритуал. Благодаря определенному набору коммуникативных действий, через посредство символических и языковых средств происходит превращение субъективного опыта трансценденции в объективную социальную конструкцию, так что опыты трансценденций становятся интерсубъективными и в виде этих символических конструкций подвергаются обсуждению, изменению и толкованию. В заключение Лукман обращается к положению религии в современном обществе, характеризуя его как «приватизацию» религии. Для Лукмана важно, что пошатнувшееся положение традиционных религий и ритуалов никоим образом не позволяет говорить о снижении общей религиозности, поскольку значение «больших» трансценденций не уменьшилось; речь может идти только о смене прежнего способа существования религии в обществе.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Елизавета Кострова, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 115184, Россия, Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23-5А
(перевод)
Иван Забаев, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 115184, Россия, Москва, ул. Новокузнецкая, д. 23-5А
(перевод)
Опубликован
2014-04-29
Как цитировать
ЛукманТ., КостроваЕ., & ЗабаевИ. (2014). Дополнение к третьему немецкому изданию «Невидимой религии». Социологическое обозрение, 13(1), 139-154. извлечено от https://philosophy.hse.ru/index.php/sociologica/article/view/151
Раздел
Без рубрики