Порядок и революция в политической философии Канта

  • Вадим Александрович Чалый к. филос. н., доцент Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта
Ключевые слова: Кант, революция, свобода, суверенитет, чистое и эмпирическое, моральное и политическое

Аннотация

Философия Канта испытывает колоссальное напряжение на стыке морального и политического. «Чистая моральная метафизика» предписывает внутреннее перерождение, связанное с революционным шагом принятия морального образа мыслей и обретения автономии. Одновременно «эмпирическая» по своему характеру политическая философия требует полного подчинения любой действующей власти. В статье рассмотрены некоторые современные интерпретации кантовского запрета политической революции и проанализированы подкрепляющие его аргументы «чистого» (формально-легалистского) и «эмпирического» (пруденциального) свойства. Рассуждение Канта, как представляется, сталкивается с трудностью, аналогичной «парадоксу брадобрея»: он утверждает одновременно, что всякий человек нуждается в господине и всякий господин есть человек. Кант предлагает решение парадокса, аналогичное теории типов Рассела: суверен, дающий народу закон, сам не может распространить его действие на себя во избежание того, что можно назвать самореференцией. Суверен оказывается лицом иного типа, находящимся на мета-уровне, — однако это традиционное решение плохо подходит для лишенного трансцендентной онтологии и упорядоченного горизонтально политического мира современности. Если это действительно противоречие, то оно лишает силы кантовский формально-легалистский аргумент о незаконности сопротивления закону. Оставшийся аргумент пруденциального характера, грозящий наступлением вслед за революционным крушением легального порядка гоббсовской войны всех против всех,имеет эмпирический и вероятностный характер и может показаться неубедительным тем, кто не разделяет некоторых кантовских пресуппозиций. Таким образом, кантовская критика революции не свободна от проблем, что делает ее еще более уязвимой перед мощным опрокидывающим напором «чистой моральной философии» с ее идеями автономии, просвещения, человеческого достоинства и т. д. Кантовская репутация «террориста» (Гейне) и теоретика революции (Маркс) в свете этих обстоятельств не кажется совсем безосновательной.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-06-30
Как цитировать
ЧалыйВ. А. (2017). Порядок и революция в политической философии Канта. Philosophy Journal of the Higher School of Economics, 1(2), 40-60. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2017-I-2-40-60
Раздел
Исследования