Гибкость организационной структуры и типология неформального малого предпринимательства в России

По данным лонгитюдного исследования (2013–2015 гг.)

  • Александр Юльевич Чепуренко Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Ключевые слова: малое предпринимательство, неформальная деятельность, типология предпринимателей, Россия, лонгитюдное исследование, качественные методы

Аннотация

В статье на основе релевантной отечественной и зарубежной литературы, в русле институционального подхода к определению и анализу причин и практик неформального предпринимательства в современной России и на данных проведённого автором лонгитюдного исследования 13 стартапов и малых предпринимателей (Москва, 2013–2015 гг., 36 интервью) рассматриваются следующие вопросы: (1) есть ли какие-то отличия в характере отношений собственности в тех бизнесах, которые ведутся частично или преимущественно неформально, от описанных в академической литературе классических отношений собственности в предпринимательских фирмах? (2) почему некоторые виды деятельности малого предпринимательства располагают к неформальным практикам? (3) какую роль в решении предпринимателей вести свою деятельность неформально играет взаимодействие с государственными контрольно-надзорными и правоохранительными органами и каковы здесь возможные альтернативы? (4) каковы сравнительные выгоды и риски и (или) ограничения неформальной предпринимательской деятельности? (5) связаны ли между собой — и как — мотивация к предпринимательской деятельности и склонность к неформальным видам активности в бизнесе? Основные выводы статьи заключаются в том, что важной причиной неформальности в микро- и малом бизнесе является диффузная структура отношений собственности, которая представляет собой гибридную (промежуточную) форму между рынком и фирмой. Предложена авторская типология предпринимателей, основанная на различных вариантах сочетания мотивации к ведению предпринимательской деятельности и уровня формализации последней. В результате выделены четыре идеальных типа предпринимателей — «звёзды», «не любящие рутины», «простаки» и «маргиналы». Два последних и являются основными акторами неформальной предпринимательской активности, ведущейся легально зарегистрированными фирмами, и полностью неформального предпринимательства. В статье даются некоторые практические рекомендации относительно возможностей сокращения неформальных предпринимательских практик, основанные в том числе на понимании различия между указанными идеальными типами предпринимателей.

Биография автора

Александр Юльевич Чепуренко, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

Доктор экономических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Адрес: Россия, 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20

 

Опубликован
2019-09-30
Как цитировать
ЧепуренкоА. Ю. (2019). Гибкость организационной структуры и типология неформального малого предпринимательства в России. Экономическая социология, 20(4), 39-69. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2019-4-39-69
Раздел
Новые тексты