Потребительские стили петербургского среднего класса: из экономики дефицита к новому быту

  • Борис Сергеевич Гладарев Центр независимых социологических исследований   
  • Жанна Михайловна Цинман Европейский университета в Санкт - Петербурге  
Ключевые слова: средний класс, потребительские стили, социально-экономические трансформации, советская и постсоветская экономика

Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей потребительского поведения представителей российского среднего класса (на примере Санкт-Петербурга). Авторы фокусируют внимание на роли индивидуальных потребительских стратегий в производстве масштабных социально-экономических трансформаций, а также предпринимают попытку классификации специфических черт потребительского поведения, характерного для представителей постсоветского среднего класса. В первой части статьи определяются основные понятия, анализируется потребительский стиль в условиях позднесоветской экономики и формулируются гипотезы о причинах краха планового хозяйства. Вторая часть посвящена анализу трансформации бытового уклада и выделению характерных деталей потребительских стилей петербургского среднего класса в условиях рыночной экономики. В третьей части рассматривается досуговая активность представителей среднего класса и практики повседневного потребления товаров первой необходимости, т.е. продуктов питания и одежды. Авторы делают вывод о незавершенности и переходном статусе потребительских стилей постсоветского среднего класса. В заключении аналитически связываются микроуровень индивидуальных потребительских стилей и макроуровень общероссийских социально-экономических трансформаций последних двадцати лет.

Биографии авторов

Борис Сергеевич Гладарев, Центр независимых социологических исследований   

К .  соц .  н .,  научный сотрудник Центра независимых социологических исследований   

Жанна Михайловна Цинман, Европейский университета в Санкт - Петербурге  

Научный сотрудник Европейского университета в Санкт - Петербурге  

Опубликован
2010-12-31
Как цитировать
ГладаревБ. С., & ЦинманЖ. М. (2010). Потребительские стили петербургского среднего класса: из экономики дефицита к новому быту. Экономическая социология, 8(3), 61-81. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2007-3-61-81
Раздел
Взгляд из регионов