«Признание человеческой природы за высший закон»
Л. Толстой и Ф. Достоевский против одного интеллектуального тренда эпохи
Аннотация
В фокусе статьи находится рецепция Л. Толстым и Ф. Достоевском философских идей Л. Фейербаха. Экзистенциальной задачей обоих писателей становится попытка дать ответ атеистической парадигме, сформировшейся на Западе в 1840-е годы, в том числе и под влиянием работ «левых гегельянцев». Атеистический концепт ее творцами сознательно позиционировался как закон, тесно связанный с биосоциальной антропологической моделью. Исходная гипотеза исследования заключается в том, что две центральные идеи немецкого философа — (а) религия как проекция человеческого сознания и (б) концепция антропотеизма, важной составляющей которой является формула homo homini deus est — нашли отражение в религиозно-философском поиске двух русских писателей, но в разных формах и «жанрах». Для Л. Толстого особенно значимыми становятся дневниковые записи последних лет жизни, которые имеют направленость «внутренней трансценденции» в форме фиксации и рефлексии религиозного опыта в его динамически-лабильной форме. Всесторонний анализ и нравственно-философская оценка эта опыта позволяет Л. Толстому контатировать, что «инстинкт Божества» является не антропоморфизмом, возникшим в результате проекции на «божество» определенных ожиданий, а внутренне присущей человеческой природе потребностью. Ф. Достоевский, познакомившийся с идеями Л. Фейербаха в кружке М. Буташевича — Петрашевского, рассматривает атеизм и антропотеизм как внутренне связанный комплекс идей, которые в романном мире писателя подвергаются предельной проблематизации и полифонической оценке. Общей философской констатацией является внутренняя противоречивость идей Фейербаха, не учитывающих иррациональной силы зла в человеческой природе и экзистенциального значения человеческой свободы для его преодоления.