От общего к частному и обратно
особенности производства знания народниками
Аннотация
Народничество как общественное движение и интеллектуальное течение начало формироваться в 1860–70-х гг. в среде российского студенчества. Несмотря на то, что первые народники обучались на разных специальностях, существовал определенный интеллектуальный «канон», знакомство с которым было необходимым для всех. Именно исходя из глобальных историко-философских и политико-экономических концепций, была сформирована народническая идеология, которая должна была получить подтверждение в ходе дальнейших действий. Однако «хождение в народ показало, что столь широкие обобщения идут вразрез с действительностью и не могут использоваться в качестве инструмента познания. После разгрома народничества многие его участники оказались в ссылке на окраинах империи, где были лишены доступа к традиционному кругу чтения. Одной из основных форм деятельности для них стало участие в экспедициях, в которых собирался конкретный материал (от этнографического до геологического), осмысление которого требовало знакомства с узкоспециальной литературой. По мере накопления полевого материала, некоторые народники так или иначе выходили на уровень новых обобщений, часто делая это как бы мимоходом. В ходе Сибиряковской экспедиции были высказаны довольно смелые лингвистические и антропологические гипотезы, при обсуждении проектов экспозиции в Русском музее Д.А. Клеменцем были сформулированы основы теории хозяйственно-культурных типов. Позднее бывшие народники Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз смогли создать новые глобальные концепции в этнографии, касающиеся происхождения религии и развития культуры. Таким образом производство знания народниками шло по следующему принципу: сначала использовались обобщающие теории, которые не выдержали проверки практикой, затем настал этап создания частнонаучных знаний в области археологии, этнографии, геологии, а после на их основе создавались новые теории высокого уровня.