Людвиг Бинсвангер: между метафизикой С.Л. Франка и аналитикой присутствия М. Хайдеггера

  • Татьяна Николаевна Резвых к.филос.н., доцент, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ, Москва)
  • Геннадий Евгеньевич Аляев д.филос.н., профессор, Национальный технический университет «Днепровская политехника» (Днепр, Украина)
Ключевые слова: онтологизм, Абсолютное, присутствие, разомкнутость, трансцендирование, дуальный модус, любовь, диалог, мистика

Аннотация

Статья посвящена анализу онтологии и гносеологии основоположника дазайн-анализа Л. Бинсвангера в контексте двух важнейших концепций, повлиявших на нее. Речь идет о понимании бытия человека как разомкнутости М. Хайдеггером, с одной стороны, и философии диалога с ее ориентацией на рассмотрение в качестве подлинного бытия не самозамкнутого, уединенного Я, а трансцендентно-имманентного бытия Мы, к которой относится и онтология Франка. Анализируется трансформация Бинсвангером хайдеггеровской установки на присутствие как «всегда мое» в сторону признания в качестве основного антропологического феномена дуального бытия Мы или любви. Применительно к Франку, сравнительный анализ опирается как на многократные признания Бинсвангера о его солидарности с Франком, сделанные им в воспоминаниях, переписке и труде «Основные формы и познание человеческого присутствия», так и на содержательные отсылки в тексте этой книги. Исследуются общие позиции онтологии Бинсвангера и С.Л. Франка, вытекающие из установки на «онтологизм», считающий условием возможности понятийного знания непосредственное знание абсолютного бытия, основанное на причастности субъекта этому бытию. Анализируется специфика онтологизма Бинсвангера, выраженного в раскрытии бытия Мы или любви как совпадении бытия и познания. В статье анализируются мотивы любви как абсолютного бытия, мистические образы и понятия, используемые Бинсвангером. Эти образы и понятия напрямую заимствованы им из неоплатонизма, немецкой мистики, а также работ Франка. В статье также прослеживаются параллели между теориями познания Бинсвангера и Франка. Речь идет о двух уровнях познания — предметном познании и познании присутствия как его металогической основы. Выводы статьи посвящены анализу антиномий в концепции Бинсвангера. В ней, с одной стороны, присутствуют тенденции к сближению бытия Мы с Абсолютным бытием, познания присутствия как любви с мистическим познанием Абсолютного, с другой стороны — представлена попытка мыслить бытие Мы как исключительно человеческое бытие.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
Резвых Т. Н., & Аляев Г. Е. (2020). Людвиг Бинсвангер: между метафизикой С.Л. Франка и аналитикой присутствия М. Хайдеггера. Philosophy Journal of the Higher School of Economics, 4(2), 308-325. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2020-2-308-325