В чем цель проекта «теория истории»?
Аннотация
В статье говорится о том, что «теория истории» из анализа того, что историки действительно делают или что историки должны делать, выросла в самостоятельную дисциплину или даже искусство. Теоретики истории общаются друг с другом, но редко общаются с историками. Такое обособление «теории истории» — явление недавнее, несмотря на то что его истоки можно найти в философии Канта и его последователей, особенно у Фихте и Гегеля. Однако теоретики истории не видят в историках полноценных участников дискуссии. Автор статьи анализирует шесть статей, написанных известными теоретиками истории (Хейденом Уайтом, А. Р. Лоучем, Габриэлем Шпигелем, Германом Паулем, Мареком Таммом и Крис Лоренц), в которых «история» понимается как работа с текстами о прошлом и не более того. Когда же теоретики истории доходят до примеров с историческими текстами, чаще всего они обращаются к обзорам или кратким содержаниям вместо того, чтобы использовать отдельную исследовательскую работу как результат исторического знания. В статье ставится задача пересмотреть роль профессионального исторического исследования в поиске нового исторического знания. Хайден Уайт и А.Р. Лоуч, хотя и предлагают совершенно разные концепции, сходятся в идее отождествления «истории» с текстами, написанными о прошлом (или его частях). Для них «история» — это нарратив (Лоуч) или репрезентация (Уайт), но не само прошлое. Такой подход оспаривает Герман Пауль и Марек Тамм. Для последнего истина (исторических утверждений) становится «пактом истины» между историками и читателями.