Как верить преданно и твердо?
Аннотация
Религиозные вероисповедные тексты подразумевают требование преданной и твердой веры в истинность изложенных в них догматов. Но как человек может достичь такой веры? Чтобы ответить на этот вопрос, в статье предлагается концептуальная схема для описания и классификации всех пропозициональных установок, обозначаемых словом «вера». Классификация строится на основе информации о том, является ли вера категорической или количественной, а также произвольной или непроизвольной. В рамках предложенной схемы все вероподобные установки разделяются на две группы, каждая из групп рассматривается как одна обобщенная пропозициональная установка. Обобщенная установка первой группы названа «мнением», а второй группы — «уверенностью». Мнение является категорической установкой, т.е. оно может иметь лишь одно из двух истинностных значений — «истинно» и «ложно», а уверенность является количественной, т.е. может принимать любое значение от полной уверенности в ложности пропозиции до полной уверенности в ее истинности. При этом мнение произвольно, т.е. подчинено воле субъекта, а уверенность непроизвольна: она зависит от текущего содержания доксастической системы субъекта и напрямую не подчиняется его воле. Вдобавок предложен список факторов, влияющих на значение уверенности субъекта в истинности пропозиции: достоверность, желанность, этичность, центральность и укорененность пропозиции. На основании предложенной схемы сформулированы практические рекомендации для достижения того, что может быть названо «преданной и твердой верой» в некую пропозицию. Эти рекомендации включают как формирование мнения об истинности этой пропозиции, так и усиление уверенности в ее истинности. Предложенная схема и практические рекомендации обсуждаются на примере веры в истинность христианских догматов, однако все полученные результаты могут быть применены и за пределами религиозного контекста.
Скачивания
Copyright (c) 2020 Философия. Журнал Высшей школы экономики
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.