«Прекрасная концепция языка»
гумбольдтианство А.А. Потебни и философия имени А.Ф. Лосева
Аннотация
Цель данной статьи — проследить рецепцию философии языка А.А. Потебни в сочинениях А.Ф. Лосева (прежде всего в трактате «Философия имени») и доказать, основываясь на свидетельствах самого русского философа, что именно лингвистическая философия А.А. Потебни лежала в основании, хотя, разумеется, и не была буквально скопирована, оригинальной философии имени А.Ф. Лосева, несомненно находящейся в русле рецепции позднеантичной и новоевропейской философии. Обрисовывается круг источников «Философии имени», о которых А.Ф. Лосев ясно говорит в примечании к трактату «Диалектика художественной формы». Сопоставляются слова А.Ф. Лосева, сказанные о каждом из «источников» его философии, с базовыми элементами самой лосевской философии имени, делается вывод о том, какой из источников был более важным, а какой — второстепенным. Выявляется, что наибольшее количество элементов лосевской философии имени обнаруживается именно в трактате А.А. Потебни «Мысль и язык», на который А.Ф. Лосев прежде всего и ссылается. С точки зрения А.Ф. Лосева, в философии языка А.А. Потебни содержится тезис о том, что язык структурирует или организует процесс понимания вещи, продуцирует мысль, которая идеально тождественна вещи и воспроизводит ее структуру. Также анализируются цитаты из А.А. Потебни в ранней статье А.Ф. Лосева «Рождение мифа», которые выстраиваются в связную систему, на мой взгляд, реципиированную и переосмысленную в трактате «Философия имени». Ключевое отличие систем А.А. Потебни и А.Ф. Лосева лежит в сфере философского метода: если Потебня выстраивает «историю» имени от неразличимого чувственного массива к самосознающей идее, его феноменологию, то русский философ диалектически выводит элементы имени из наличной идеи.
Скачивания
Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.