Плоть и кровь против строгости закона
понятия justitia и aequitas в трактате “Processus Satanae contra genus humanum”
Аннотация
Трактат XV века “Processus Satanae Contra Genus Humanum” — занимательный артефакт позднесредневековой культуры, в котором сочетаются значимые для того периода элементы богословия, юриспруденции и народного искусства. Он был задуман как пособие для студентов-юристов и представляет собой идеализированный пример судебного заседания: по сюжету дьявол подает в суд на человечество и требует, чтобы оно вернулось в его обладание. Дьявол посылает демона-представителя в небесный суд для защиты своих интересов, в то время как Дева Мария берет на себя роль адвоката человечества. Судебное разбирательство проходит перед лицом судьи — Иисуса Христа. После долгих прений силы добра выигрывают дело. За этим гротескным сюжетом скрываются серьезные рассуждения о различных видах правосудия и их значимости для реальных судей, адвокатов и истцов. Автор трактата различает два вида правосудия: justitia и aequitas. Justitia отсылает к строгости сводов прав, а aequitas — к праведности и милосердию. Именно aequitas исходит непосредственно от Бога; без ее добродетели justitia превращается в жесткий закон, не имеющий действительной силы в христианском понимании. Дьявол и его слуга проигрывают дело, так как они полагаются на доводы, отсылающие исключительно к justitia, ведь им неведомы сострадание и сопереживание. Таким образом, трактат предостерегает студентов-юристов от слепого следования букве закона без проявления милосердия и без учета индивидуальных обстоятельств сторон.
Скачивания
Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.