От воли к власти к бессилию
эпистемологический анализ
Аннотация
Статья посвящена проблеме соотношения власти и знания. Так вопрос ставит Ф. Ницше, рассматривая истину в свете воли к власти. Волю к власти Ницше трактует широко — как общую жизненную энергию, стремление к распространению собственной субъектности. В этом смысле его воля к власти близка «жизненному порыву» М. Шелера и А. Бергсона. Критерий истины — полезность для жизни, чувство мощи, знание предстает как орудие для повышения власти. Связав знание и жизненные цели, Ницше предвосхитил учения эволюционной эпистемологии, радикального конструктивизма. Им превозносится хитрость, манипулирование знанием, интерпретация последнего в своих целях. Невозможно говорить о мире как он есть, мир является только ареной для развертывания власти, он сущностно субъективен. Ж.-П. Сартр называет овладение знанием «пищеварительным отношением». В отличие от Ницше М. Хайдеггер связывает истину со свободой и говорит о допущении бытия сущего, о принятии мира как тайны. Власть и свобода несовместимы, поэтому в стремлении к свободе и тем самым к истине субъект должен отказаться от власти. Он принимает экзистенциальную позицию осознанного бессилия. В этой позиции мир раскрывается ему как насыщенный феномен (Ж.-Л. Марион). Отношение к миру как к насыщенному феномену не допускает манипулирования, интерпретации и присвоения. В приложении к анализу философского мышления это означает отказ от построения систем, постоянное вопрошание, попытки понять и одновременно возражения самому себе, как и поступает Л. Витгенштейн. В мистической традиции суфизма отказу от интерпретирующего мышления соответствует «внутренняя тишина». «Я» субъекта не пропадает, его деятельность заключается в разработке системы ценностей.
Скачивания
Copyright (c) 2023 Философия. Журнал Высшей школы экономики
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.