Две противоположные концепции искусства

Хосе Ортега-и-Гассет и Мария Замбрано

  • Хорхе Валье Альварес PhD; департамент философии, логики и эстетики, Университет Саламанки (Саламанка)
Ключевые слова: Хосе Ортега-и-Гассет, Мария Замбрано, искусство, дереализация, дегуманизация, авангард

Аннотация

Искусство занимает значительное место в творчестве Хосе Ортеги-и-Гассета (1883–1955) и Марии Замбрано (1904–1991). Оба философа уделяют большое внимание размышлениям об искусстве в своих трудах, но их идеологические различия и различные представления о политике и роли интеллектуала в ней приводят к тому, что они рассматривают искусство противоположным образом. Первый восхищается «новым искусством» первых двух десятилетий XX века за его способность разделять общество на элиту, способную понять его, и массу, которая его отвергает, а также за его возвращение к тем принципам, которые, по его мнению, должны составлять сущность искусства: де-реализация, де-гуманизация, автономность, чистота, — принципы, забытые искусством XIX века. Вторая, напротив, критикует исчезновение человеческого и разрушение форм, вызванное авангардным искусством, и выступает за ре-гуманизацию, которая восстановит экзистенциальную функцию, присущую, по ее мнению, любому искусству: быть зеркалом, в котором человеческая жизнь может увидеть себя. В данной статье проводится сравнительный анализ двух позиций, основывающихся на эссе «Дегуманизация искусства» (1925), ключевом для понимания эстетики Ортеги, и «Разрушение форм» (1944), эссе, в котором Замбрано отвечает на художественные вопросы, поставленные ее учителем.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2024-12-30
Как цитировать
Валье Альварес Х. (2024). Две противоположные концепции искусства. Philosophy Journal of the Higher School of Economics, 8(4), 25-41. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2024-4-25-41