Две противоположные концепции искусства
Хосе Ортега-и-Гассет и Мария Замбрано
Аннотация
Искусство занимает значительное место в творчестве Хосе Ортеги-и-Гассета (1883–1955) и Марии Замбрано (1904–1991). Оба философа уделяют большое внимание размышлениям об искусстве в своих трудах, но их идеологические различия и различные представления о политике и роли интеллектуала в ней приводят к тому, что они рассматривают искусство противоположным образом. Первый восхищается «новым искусством» первых двух десятилетий XX века за его способность разделять общество на элиту, способную понять его, и массу, которая его отвергает, а также за его возвращение к тем принципам, которые, по его мнению, должны составлять сущность искусства: де-реализация, де-гуманизация, автономность, чистота, — принципы, забытые искусством XIX века. Вторая, напротив, критикует исчезновение человеческого и разрушение форм, вызванное авангардным искусством, и выступает за ре-гуманизацию, которая восстановит экзистенциальную функцию, присущую, по ее мнению, любому искусству: быть зеркалом, в котором человеческая жизнь может увидеть себя. В данной статье проводится сравнительный анализ двух позиций, основывающихся на эссе «Дегуманизация искусства» (1925), ключевом для понимания эстетики Ортеги, и «Разрушение форм» (1944), эссе, в котором Замбрано отвечает на художественные вопросы, поставленные ее учителем.
Скачивания
Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economics
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.