Визуальная аргументация. Как работать с картинками?
Аннотация
В центре внимания статьи — такое новое явление в теории аргументации, как визуальный аргумент. В работе раскрываются особенности использования изображений в аргументативных целях, указываются ключевые отличия картинок от вербальных аргументов. Рассмотрение аргументов сквозь призму логического подхода позволяет говорить о возможностях разработки и применения нормативных подходов, которые регулируют процесс идентификации, реконструкции, оценки и построения аргументов. Данный подход представляет интерес и для области визуальной аргументации: сегодня важно понять, насколько возможно найти подобные основания в случае картинок. Описательно-риторические аспекты визуальных аргументов намеренно оставлены вне поля зрения. Визуальные аргументы рассматриваются как «движущиеся картинки», то есть картинки, трансформация которых направлена на достижение цели диалога. Термин «движущаяся картинка», равно как и идея трансформации, заимствуется у Ч.С. Пирса, в частности, из его теории экзистенциальных графов. Обращение к ключевым идеям этой теории позволяет объяснять логическую основу визуальных аргументов. Семиотические же идеи Пирса — характер знаков-икон — открывают направления для работы с опровержением аргументов. Все эти идеи вписываются в современные исследования визуальной аргументации. В статье демонстрируется, что они делают более очевидными возможности анализа и оценки визуальных аргументов при помощи аппарата аргументативных схем. В качестве примера рассматривается известная в свое время реклама зубной пасты.
Скачивания
Copyright (c) 2025 Philosophy Journal of the Higher School of Economics

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.