Пустая форма и начало истории
трансцендентальная философия рождения у Мераба Мамардашвили
Аннотация
B пределах собственного феноменологического проекта М. Мамардашвили сталкивается с вопросом об абсолютном трансцендентальном первоисточнике человеческого действия, историчного и исторического. Философу необходимо соединить принципиальную тавтологичность акта сознания с конститутивной для человека способностью рождения. Решая эту проблему, он по-новому интерпретирует само трансцендентальное. Главной проблемой исторического бытия оказывается та же невозможность извлечь опыт, которая загоняет отдельного человека в ситуацию дурной бесконечности. Неспособность извлечь опыт запускает механизм вечного повторения того же самого. Вся философская деятельность человека оказывается для Мамардашвили актом сопротивления плотности истории, расслаиванием той сложной структуры наложений, которая производит индивидуальное событие так, чтобы собрать это событие уже как событие сознания. Именно воля «кончить историю на себе» образует событие сознания, как и событие поступка. Мамардашвили понимает трансцендентальное не как априорное, но как открывающее мир рождений. Рождение — это «прибавочный» акт бытия, не выводимый из содержания сущего. Он вызван символической аффицированностью человеческого существа. Существование «чудовищно конкретно», нет и не может быть никакого заранее данного плана рождения: «нельзя родить силой мысли», — повторяет Мамардашвили. В непредсказуемой конкретности здесь-и-теперь рождение — трансцендентальный акт, в котором рождается само рождение, желается само желание и пр. Это метаисторическое условие истории совпадает с разрезом или просветом во времени истории и образует свободное явление — причину самого себя.