Филон Александрийский: диалектика апофатического богословия, стратегия различения и влияние на патристическую экзегезу и богословие
Аннотация
В этой статье рассматривается влияние идей Филона Александрийского на патристическую мысль. Автор показывает, во-первых, что «диалектика апофатической теологии» Филона повлияла на позднейшие богословские системы, в первую очередь в том, что касается «стратегии различения» непознаваемой божественной сущности и познаваемых божественной энергий. Для Филона эти энергии были связаны с понятием Логоса, или Премудрости. При этом Логос у Филона, по всей видимости, не гипостазирован и понимается как «умопостигаемый космос» в духе среднего платонизма. В то же время апофатическая теология Филона всегда опирается на аллегорическую интерпретацию Писания. Рассмотрев как платонические, так и иудейские корни понятия Логос у Филона, автор переходит к анализу этого понятия у Климента Александрийского, Оригена и Григория Нисского. Эти авторы, в духе филонова апофатического богословия, также подчеркивают непознаваемость божественной сущности. Гносеологический теоцентризм Филона определяет то, что получило в литературе название «религиозной психологии»: поскольку сам человеческий разум — это дар Бога, то вся жизнь должна быть посвящена богопочитанию в беспрестанном усилии Его познать. Это создает определенное напряжение между познанием Бога как целью человеческой жизни и тем фактом, что сущность Бога непознаваемая для людей. В силу этого Филон, следуя избранной им «стратегии различения», описывает процесс познания в «мистериальных» терминах. Хотя христианские платоники следуют за ним в этом отношении, в их сочинениях мистицизм приобретает отчетливое эсхатологическое измерение, которое у Филона либо отстутствует, либо плохо артикулировано.