Выражая трансцендентное
начала негативной теологии в сочинениях Плотина
Аннотация
Трансцендентный характер начала у Плотина требует особого языкового выражения. Поиск подходящего языка отражен в «Эннеадах», где не только постоянно употребляются отрицания, но и обосновывается их использование. Задача таких отрицаний — оградить превосходство Единого от умаления в конкретных определениях. Тем не менее, язык предполагает некоторую степень фиксации, в силу которой Безымянное может быть названо или описано. Такие «зазоры» вербализации свидетельствуют о дискурсивном колебании души, стремящейся к предельному единству, хотя молчаливая встреча с Единым происходит лишь вне этих «зазоров». За осмыслением via negativa у Плотина скрывается его новаторское решение классических проблем онтологии платонизма. Лишенное формы и предела, начало не должно содержать ничего из того, что оно порождает. Новая логика порождения усиливает акцент на абсолютной инаковости Единого. Мы видим, что «негативный», или «апофатический» подход к Божеству определяет язык «Эннеад» и находит там свое обоснование. Невыразимая трансцендентность отзывается в вариациях человеческой речи.