«Русская интеллигенция»: рождение понятия

  • Федор Александрович Гайда д.и.н., профессор-консультант, БФУ имени И. Канта (Калининград)
Ключевые слова: интеллигенция, И.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский, Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.Е. Салтыков-Щедрин

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о появлении в России социального понятия «интеллигенция». Проанализирована историография вопроса. Автор приходит к выводу, что русский термин «интеллигенция» для обозначения определенной социальной группы (образованного общества, коллективной мыслящей личности) сформировался в 60-е гг. XIX столетия под польским влиянием (в Польше, в свою очередь, понятие появилось из Германии). Решающее значение в этом сыграла публицистика И.С. Аксакова. Первоначально термин воспринимался как инородный и зачастую становился объектом иронических нападок (Н.С. Лесков, И.С. Тургенев, Н.К. Михайловский). Однако уже в конце 1860-х гг. новое понятие было принято на вооружение народническими публицистами (Н.В. Шелгуновым, П.Н. Ткачевым). Для народников имело значение внесословное понимание «интеллигенции». В 1870-е гг. произошло сближение нового понятия с буржуазными слоями, что вновь спровоцировало критику со стороны литераторов (Г.И. Успенского, М.Е. Салтыкова-Щедрина). В ответ появилось понятие «передовая интеллигенция» (П.Л. Лавров). В целом, эволюция термина в России соответствовала польской тенденции: от отвлеченной философской категории к обозначению образованного общества, а затем к его прогрессивно мыслящим (передовым) силам. Новые смыслы возникали на фоне кризиса сословного строя и формирования общественности как самостоятельной политической силы. Основным оружием этой новой силы считались мысль и сознательность, что постоянно побуждало выводить термин «интеллигенция» из-под ударов критиков и вкладывать в него новые позитивные смыслы.

 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2020-06-30
Как цитировать
ГайдаФ. А. (2020). «Русская интеллигенция»: рождение понятия. Philosophy Journal of the Higher School of Economics, 4(2), 229-248. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2020-2-229-248