Настроения исторического времени
«новый ренессанс» В. Бибихина и «историческая тревога» П. Рикёра
Аннотация
В статье предлагается сравнительное исследование концепции «исторического настроения» в работах В.В. Бибихина и П. Рикёра. Автор обосновывает целесообразность подобного сравнения общностью интеллектуального контекста, общим влиянием на П. Рикёра и В.В. Бибихина таких авторов, как Аристотель, Августин, М. Хайдеггер, а также тем, что оба философа совмещают перспективы феноменологического метода, исторической герменевтики и обращаются к онтологии понимания. В статье показано, каким образом парадоксальная природа времени приводит к трудностям в истолковании исторического времени и какие концептуальные находки были предложены Бибихиным и Рикёром для преодоления этого парадокса. Если Бибихин отдает приоритет пониманию времени как времени события настоящего, т.е. времени-поры, то Рикёр следует логике ретроспективного анализа времени-рассказа. Оба они указывают на неизбежно возникающий парадокс исторического времени, который предлагают преодолеть, обращаясь к априористическому перфекту (Бибихин) или ко времени памяти (Рикёр). Далее показано, каким образом авторы обосновывают феномен окрашенности исторического времени некоторым фундаментальным настроением: для Бибихина речь идет в первую очередь о радости и негодовании, а для Рикёра — о тревоге и надежде. Предложенный анализ понятий «порá», «кайрос», «патина времени», «новый ренессанс», «цвет времени» (Бибихин) и «интрига», «историческое настроение», «историческая тревога», «истина», «надежда» (Рикёр) наводит на мысль о том, что задачей всякой философии — коль скоро она озабочена поиском истины — является осмысление исторического времени настоящего.
Скачивания
Copyright (c) 2021 Философия. Журнал Высшей школы экономики
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.