«Мученики за Бога и Испанию»
национальное мученичество в Испании от Гражданской войны до «Закона об исторической памяти»
Аннотация
Статья посвящена идеологии национального мученичества в Испании XX века, особенно культу «мучеников за Бога и Испанию», получившему распространение в эпоху Гражданской войны (1939–1939) и в период правления Франсиско Франко (1939– 1975). Автор утверждает, что в качестве механизма легитимации и мобилизации идея мученичества за нацию была одним из интегральных элементов франкистского режима. Истоки этой идеи восходят к целому ряду специфических источников: это «старое» национальное мученичество XIX века, связанное с борьбой за независимость от Франции, культура локальных групп, таких как карлисты и иезуиты, идеология Испанской фаланги и богословские концепции, предложенные видными иерархами Римско-католической церкви в Испании. Подробно рассматривается дискурс основателя испанского фашизма Хосе Антонио Примо де Риверы, который культивировал в своей партии жертвенный дух и способствовал почитанию убитых фалангистов в качестве мучеников. Далее, теория и практика мученичества в эпоху Гражданской войны анализируется в связи с ее концептуализацией в качестве «Крестового похода», которая способствовала сближению образов военного-героя и мученика. После окончания войны идеология мученичества, изначально милитаристская, рутинизируется и становится более мирной, хотя и сохраняет свой объединяющий потенциал. В заключительном разделе статьи рассматриваются проблемы, связанные с Долиной Павших, а также современные процессы «демартиризации» в рамках преодоления наследия диктатуры. Автор делает вывод, что, пока в центре Долины находятся останки Хосе Антонио, государственная политика в отношении исторической памяти и культа мучеников останется концептуально незавершенной.
Скачивания
Copyright (c) 2023 Философия. Журнал Высшей школы экономики
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.