Переустройство общества, пересоздание человека
крах иллюзий
Аннотация
В статье рассматриваются две последовательно возникающие, а в дальнейшем параллельно существующие в общественном сознании социальные задачи: переустройство общества и пересоздание человека. Впервые идея общественного переустройства появляется в русской философствующей литературе в конце ХVIII столетия и присутствует до 20-х годов ХХ столетия в творчестве практически всех отечественных авторов первого ряда, а именно Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Н.Г. Чернышевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.В. Сухово-Кобылина, А.М. Горького, А.А. Богданова, А.П. Платонова. После Октября коммунистическая власть в исследовании общественного переустройства уже не нуждалась и потому вместе с отрядом помощников — «инженеров человеческих душ» — ставила цель формирования нового советского человека. Для ее достижения упор делался на насилие, на поддерживающий вековечную покорность страх и на подневольный труд — главные средства воспитания. Труду предназначалось перестать быть проклятием за грех Адама и сделаться радостью и полнотой бытия. Идеологом трудовой повинности выступил Л.Д. Троцкий, один из вождей Октября. Через 70 лет заключительную попытку создать нового человека в рамках «социализма с человеческим лицом» накануне краха СССР предпринял последний лидер партии коммунистов М.С. Горбачев. И тоже безрезультатно. С течением времени, с конца ХVIII и до конца ХХ столетия, цель общественного переустройства и создания нового человека оставалась прежней, хотя средства менялись. Но задача как не была решена в начале, так и осталась нерешенной в конце.
Скачивания
Copyright (c) 2023 Философия. Журнал Высшей школы экономики
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.