Кентавр на опушке леса
гегельянская история искусства и темпоральное дискурсивное насилие
Аннотация
Исследование посвящено одной из самых актуальных тем искусствоведческой теории и философии искусства — поиску принципов построения всемирной истории искусства, которая не была бы западоцентричной. Поскольку на возникновение всеобщей истории искусства как дисциплины повлияла философская система Гегеля, попытки построить новую историю искусства — от первых трудов в 1960-х до современных деколониальных исследований — сосредоточены на деконструкции разных аспектов ее гегельянских основ. В самом радикальном виде Гегель видится причиной формирования взгляда «белого колониста» на историю искусства «Других» культур, которым приписывается примитивность, отсталость или вовсе отказывается в месте в истории. В этом исследовании анализируются три идеи, лежащие в основе традиционной истории искусства (линейность, принцип значимости и монохрония), а также три философских вопроса, определяющих вид такой истории (какая концепция истории выбирается, как понимается принцип движения через историю и по какому принципу отбираются записи истории искусства). Мы рассмотрим, как эти идеи и вопросы связаны с философией Гегеля и как множество их практических интерпретаций в разной степени отходят от первоисточника. Все они связаны тем, что предполагают определенную философию истории и времени. Чтобы пересмотреть критику гегельянства, мы предлагаем проанализировать ее через понятие темпорального дискурсивного насилия. Последнее мы конструируем через применение антропологической концепции отказа Другому в «ровесности» (coevalness) на контекст временны́х отношений в истории искусства. Будет показано, что отказ от гегельянских принципов приводит к большому ряду парадоксальных ситуаций, в которых история искусства превращается в бессодержательный каталог или даже в big data. Мы попробуем показать, что (а) проблема с гегельянством в истории искусства переводима на проблему темпорального дискурсивного насилия, но что, однако, (б) эту проблему не решают ни релятивизация, ни отказ от Гегеля, ни выборочное сохранение его принципов.
Скачивания
Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.