Семантика ненасилия
перформативность уязвимости Джудит Батлер и кривые линии Сары Ахмед
Аннотация
В статье анализируются подходы к этике ненасилия Джудит Батлер и Сары Ахмед. Проект Батлер корнями уходит в концепцию «материального насилия» Моник Виттиг. Расширяя значения этого термина сначала до гендерного насилия, а затем до нормативного насилия, Батлер формулирует проект этики ненасилия. Последняя основывается на идеях радикального равенства и взаимозависимости. Практические дополнения к проекту Батлер можно обнаружить в работах Сары Ахмед, которая ставит вопрос более точечно: как возможна борьба с насилием в рамках институций? С опорой на феноменологическую философию она разрабатывает концепцию «феминистского слуха», которую мы предлагаем рассматривать как инструмент для реализации этики ненасилия. Поскольку «феминистский слух» — это установка, применяемая как в академической работе, так и в политической практике, она отчасти напоминает введенный Пьером Бурдьё образ «этнологической зоркости» — способности исследователя объективировать свой собственный доксический или «аборигенный» опыт. Отталкиваясь от этого мотива, мы обращаемся к его теории символического насилия, усваиваемого и воспроизводимого в системах диспозиций. Стремление Бурдьё показать материальную сторону идеологии, противопоставив её интеллектуалистским трактовкам, отчасти совпадает с мотивами, развитыми у Виттиг. Тематизация габитуальности позволяет иначе поставить вопрос о возможном преодолении идеологии, для которого оказывается недостаточно одного интеллектуального усилия. Для Бурдьё такая недостаточность становится поводом для критики классической феноменологии, в которой не был поставлен вопрос о социальных условиях возможности естественной установки. Переворачивая характерную для феноменологии стратегию работы, Бурдьё делает полем своего исследования естественную установку, в которой воспроизводится символическое насилие. В статье обозначаются возможные стратегии его преодоления.
Скачивания
Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.