О преподавании логики

историческая перспектива

  • Алексей Николаевич Круглов д.филос.н., профессор, Российский государственный гуманитарный университет (Москва)
Ключевые слова: логика, учебники логики, практическая логика, российские университеты, метафизика

Аннотация

Начальный этап университетского преподавания логики в Российской Империи, отличавшийся пропедевтическим характером логики, зависимостью от хорошего учебника и тесной содержательной и дидактической связью с метафизикой, а также развитие в университетском курсе гимназического преподавания логики, в котором важная роль отводилась проблемам практической логики, сравнивается по данным параметрам с современным состоянием университетского преподавания логики в Российской Федерации. Показано, что при традиционном начальном месте логики в процессе университетского обучения она во многом потеряла свое былое пропедевтическое содержание, а в силу отсутствия преподавания логики в школах не может начинать с более высокого уровня, предполагающего наличие первоначального знакомства с предметом. Былая практическая логика почти полностью пропала из университетских курсов по логике, а на выполнение ее былых функций претендуют новые, альтернативные ей академические дисциплины. Несмотря на разнообразие новых пособий и руководств по логике, так и не появилось такого учебника, который убедительно бы показывал и обосновывал значимость логики в изменившихся условиях. Отказ от решения возникших проблем приведет к дальнейшей элиминации и редукции логических курсов не только на нефилософских, но и на философских факультетах.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2024-03-29
Как цитировать
Круглов А. Н. (2024). О преподавании логики. Philosophy Journal of the Higher School of Economics, 8(1), 17-28. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2024-1-17-28