В центре внимания нового номера нашего журнала — политическая философия консервативного и радикального направлений. Прежде всего, в тех моментах, где консервативная мысль смыкается с построениями левого толка, — и наоборот, там, где политическая мысль радикалов/социалистов оказывается вбирающей в себя концепты и ходы мысли, генеалогически или актуально в тот момент времени принадлежащие кругу консервативных представлений.
Мы стремились сочетать теоретические и конкретно-исторические исследования, поскольку, по нашему мнению, в сфере истории мысли и интеллектуальной истории велико пространство не только остающегося теоретически не вполне осмысленным, но и главным образом элементарно не описанного. Открывает номер статья Ильи Будрайтскиса (РАНХиГС), посвященная пониманию/концептуализации конечности государства в консервативной и социалистической мысли. Следующие пять статей разбирают разные аспекты истории русской мысли: Константин Душенко (ИНИОН РАН) реконструирует историю мифа о конце Петербурга, Андрей Тесля (БФУ им. И. Канта) анализирует формирование концепции субъективной социологии Николая Михайловского и различие между духом русского радикализма шестидесятых и семидесятых годов, Евгений Емельянов (УрФУ им. Б.Н. Ельцина) обращается к недостаточно изученному вопросу о влиянии знаменитой полемики Э. Мейера и К. Бюхера на русскую и советскую историческую науку, Герман Кораев (БФУ им. И. Канта) анализирует бахтинскую теорию карнавала сквозь призму биополитики, а Анатолий Корчинский (РГГУ) рассматривает соотношение текста и действительности в советском социологическом литературоведении 1920-х годов. Две последние статьи, написанные Алексеем Кругловым (РГГУ) и Юрием Василенко (НИУ ВШЭ Пермь), обращаются к зарубежным сюжетам: в первой статье демонстрируется значение юбилейных и памятных философских медалей как особых визуальных средств для прояснения проблемных вопросов истории философии, а статья Юрия Василенко анализирует попытку Хуана III, карлистского претендента на испанский престол в 1861–1868 гг., расширить идеологическую базу карлизма до умеренного либерализма, высвечивая проблемы и противоречия исходно анти-модернистской, консервативной позиции ядра карлистов в условиях быстро меняющих социальных и политических европейских реалий 3-й четверти XIX столетия.
Отдел переводов представляет читателям два материала: подготовленный и откомментированный Евгением Блиновым (ТюмГУ) перевод доклада «О разрушениях, произведенных вандализмом, и средствах их обуздать» Анри Грегуара (в котором впервые вводится понятие вандализма) и «Голод, богатство и мораль» Питера Сингера, сопровождаемый обстоятельной вступительной статьей переводчиков Анны Верниковской (независимой исследовательницы) и Алексея Плешкова (НИУ ВШЭ).
Завершает номер отдел рецензий, в который вошли критические разборы монографии Дмитрия Моисева «Политическая доктрина Юлиуса Эволы в контексте 'консервативной революции' в Германии» (Олег Кильдюшов, НИУ ВШЭ), украинской версии «Европейского словаря философий. Лексикона непереводимостей» (Александр Марков, РГГУ) и «Постхоррора» Дэвида Черча (Александр Павлов, НИУ ВШЭ).
А.А. Тесля