Философия. Журнал Высшей школы экономики. Том 8, №2
Аннотация
Мы рады представить вниманию читателя второй номер журнала “Философия” за 2024 год. Это уже восьмой год существования нашего журнала. За прошедшие годы мы добились достаточно многого. Журнал индексируется в нескольких крупных базах данных, его скачивают и читают, в него, что важно, пишут. Мы, как и раньше, придерживаемся презумпции открытой науки, и с одинаковым интересом принимаем статьи как от маститых ученых, так и от молодых авторов. Сохраняем мы и тематическую открытость: с тех пор, как мы приняли решение уйти от тематических номеров к структуре рубрик, каждый новый номер радует глаз своим разнообразием.
Этот номер открывается небольшой рубрикой, посвященной истории мысли, в которую входят четыре текста. Статья Марии Пономаревой посвящена анализу юридического и богословского дискурса о власти при дворе короля Франции Карла V Мудрого. В центре внимания оказываются две фигуры: знаменитого переводчика Аристотеля Николя Орема и анонимного автора-составителя трактата, известного под названием “Сна садовника”. Продолжают номер две статьи, построенные на отечественном материале. Андрей Тесля рассматривает «образы будущего» у русских интеллектуалов социалистического направления на протяжении полувека, с 1840-х до 1890-х годов и отмечает, что для раннего русского радикализма характерен акцент на непосредственном, лично реализуемом воплощении новых практик как следствии необходимости преодолеть разрыв между широкими общими представлениями, невозможностью общественного действия и связанных с собственным участием перспектив ближайшего будущего. Сергей Сергеев обращается к образу homo novus, выведенному в произведениях советской научной и социальной фантастики, от Ивана Ефремова до А. и Б. Стругацких. Завершает рубрику программная статья Виктории Лысенко, в которой она представляет свою концепцию индийской философии, которая подводит итог индологическим исследованиям автора за последние сорок пять лет.
Номер продолжает рубрика, объединяющая в себе статьи по логике, феноменологии и социальной антропологии. Александр Беликов рассматривает в своем исследовании трехзначную импликацию, предложенную Робертом Фарреллом и подчеркивает, что, во-первых, импликация Фаррелла обладает всеми свойствами, достаточными, чтобы отнести ее к категории коннексивных импликаций, а, во-вторых, онаа, будучи сходной по некоторым своим свойствам с конъюнкцией, может быть использована для формального моделирования некоторых особенностей понимания условных высказываний, присущих человеку на ранних этапах развития его когнитивных способностей. Статья Татьяны Рябушкиной посвящена исследованию подхода к исследованию субъективности как условия возможности сознательного опыта, не допускающего, с одной стороны, объективации субъекта познания, рассмотрения его в качестве вещи среди других вещей сознаваемого мира, а с другой — его формализации и элиминации. Исследование Екатерины Мельниковой посвящено учению о смысле и значении в философии Гуссерля, Хайдеггера и Ласка. Автор показывает, что Гуссерль, Хайдеггер и Ласк в своих трудах развивают сходные интуиции, которые делают исследование феномена значения одним из центральных элементов их философских учений. Наконец, Ольга Иващук рассматривает две методологические фигуры, ядром которых является логическое противоречие: введенную Г. Бейтсоном конструкцию double-bind, работа с которой нацелена на устранение противоречия с помощью расселовской теории типов, и гегелевскую логическую форму противоречия, работа с которой предполагает культуру движения в противоречии и умение его разрешать.
Последнюю часть рубрики “Исследования” формирует небольшой раздел Varia, в который вошли также четыре статьи. Михаил Адамов рассматривает понятие «эпистемической ответственности» как способности субъекта воспринимать себя агентом познавательного процесса, доверяющим собственным познавательным способностям, а также вырабатывающим самостоятельно правила достижения и критерии успешности своей познавательной деятельности. Максим Мирошниченко рассуждает о концепции виртуального в ее связи с этикой и, на примере иммунологии показывает, как виртуальность определяет самость и индивидуальность человека и других форм жизни. Борис Поздняков и Евгений Ненадыщук обращаются к анализу философских концепций Жиля Делеза и Бернара Стиглера.
Продолжает номер традиционная рубрика “Переводы и публикации”, в которой на этот раз представлены два материала: первая часть трактата Джорджа Дальгарно “Искусство знаков” и статья Т.Г. Гексли “Агностицизм”. Оба перевода снабжены обширными сопроводительными исследованиями, составленными Натальей Осьминской, Эмилем Рахманкуловым и Даниилом Лаврищевым.
Завершается номер масштабной рецензией, написанной Александром Павловым на недавно вышедшую книгу А. Бергер.
А.М.
Скачивания

Copyright (c) 2024 Philosophy Journal of the Higher School of Economics

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.