Мы рады представить вниманию читателя второй номер журнала «Философия» за 2024 год. Это уже восьмой год существования нашего журнала. За прошедшие годы мы добились достаточно многого. Журнал индексируется в нескольких крупных базах данных, его скачивают и читают, в него, что важно, пишут. Мы, как и раньше, придерживаемся презумпции открытой науки и с одинаковым интересом принимаем статьи как от маститых ученых, так и от молодых авторов. Сохраняем мы и тематическую открытость: с тех пор, как мы приняли решение уйти от тематических номеров к структуре рубрик, каждый новый номер радует глаз своим разнообразием.

Этот номер открывается небольшой рубрикой, посвященной истории мысли, в которую входят четыре текста. Статья Марии Пономаревой посвящена анализу юридического и богословского дискурса о власти при дворе короля Франции Карла V Мудрого. В центре внимания оказываются две фигуры: знаменитый переводчик Аристотеля Николя Орема и анонимный автор-составитель трактата, известного под названием «Сна садовника». Продолжают номер две статьи, построенные на отечественном материале. Андрей Тесля рассматривает «образы будущего» у русских интеллектуалов социалистического направления на протяжении полувека, с 1840-х до 1890-х годов, и отмечает, что для раннего русского радикализма характерен акцент на непосредственном, лично реализуемом воплощении новых практик как следствии необходимости преодолеть разрыв между широкими общими представлениями, невозможностью общественного действия и связанных с собственным участием перспектив ближайшего будущего. Сергей Сергеев обращается к образу homo novus, выведенному в произведениях советской научной и социальной фантастики, от Ивана Ефремова до А. и Б. Стругацких. Завершает рубрику программная статья Виктории Лысенко, где она представляет свою концепцию индийской философии, которая подводит итог индологическим исследованиям автора за последние сорок пять лет.

Номер продолжает рубрика, объединяющая в себе статьи по логике, феноменологии и социальной антропологии. Александр Беликов рассматривает в своем исследовании трехзначную импликацию, предложенную Робертом Фарреллом, и подчеркивает, что, во-первых, импликация Фаррелла обладает всеми свойствами, достаточными, чтобы отнести ее к категории коннексивных импликаций, а, во-вторых, она, будучи сходной по некоторым своим свойствам с конъюнкцией, может быть использована для формального моделирования некоторых особенностей понимания условных высказываний, присущих человеку на ранних этапах развития его когнитивных способностей. Статья Татьяны Рябушкиной посвящена рассмотрению подхода к исследованию субъективности как условия возможности сознательного опыта, не допускающего, с одной стороны, объективации субъекта познания, рассмотрения его в качестве вещи среди других вещей сознаваемого мира, а с другой — его формализации и элиминации. Исследование Екатерины Мельниковой посвящено учению о смысле и значении в философии Гуссерля, Хайдеггера и Ласка. Автор показывает, что Гуссерль, Хайдеггер и Ласк в своих трудах развивают сходные интуиции, которые делают исследование феномена значения одним из центральных элементов их философских учений. Наконец, Ольга Иващук рассматривает две методологические фигуры, ядром которых является логическое противоречие: введенную Г. Бейтсоном конструкцию double-bind, работа с которой нацелена на устранение противоречия с помощью расселовской теории типов, и гегелевскую логическую форму противоречия, работа с которой предполагает культуру движения в противоречии и умение его разрешать.

Последнюю часть рубрики «Исследования» формирует небольшой раздел Varia, в который вошли также четыре статьи. Михаил Адамов рассматривает понятие «эпистемической ответственности» как способности субъекта воспринимать себя агентом познавательного процесса, доверяющим собственным познавательным способностям, а также вырабатывающим самостоятельно правила достижения и критерии успешности своей познавательной деятельности. Максим Мирошниченко рассуждает о концепции виртуального в ее связи с этикой и на примере иммунологии показывает, как виртуальность определяет самость и индивидуальность человека и других форм жизни. Борис Поздняков и Евгений Ненадыщук обращаются к анализу философских концепций Жиля Делеза и Бернара Стиглера.

Продолжает номер традиционная рубрика «Переводы и публикации», в которой на этот раз представлены два материала: первая часть трактата Джорджа Дальгарно «Искусство знаков» и статья Т.Г. Гексли «Агностицизм». Оба перевода снабжены обширными сопроводительными исследованиями, составленными Натальей Осминской, Эмилем Рахманкуловым и Даниилом Лаврищевым.

Завершается номер масштабной рецензией, написанной Александром Павловым на недавно вышедшую книгу А. Бергер.

А.М.

Опубликован: 2024-06-30

Исследования

Переводы и публикации

Философская критика. Рецензии