Об одном атрибуте деятельного ума у Аристотеля

  • Ирина Владимировна Макарова к. филос. н., доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (Москва)
Ключевые слова: Аристотель, учение о душе, учение о свете, зрительное восприятие, устойчивое свойство, hexis, деятельный ум, прозрачная среда, лишенность

Аннотация

В статье рассматривается один из атрибутов деятельного ума —ἕξις, а также сравнение деятельного ума со светом. В трактате «О душе» (III.5) Аристотель, уподобляя деятельный ум свету, характеризует его как «некое свойство» (ὡς ἕξις τις). Именование деятельного ума как ἕξις и его сравнение со светом рождает двоякую сложность. (1) Можно ли, будучи свойством (как переводится ἕξις в русском варианте «О душе»), одновременно оставаться субстанцией — быть «несмешанным, отделенным, вечным, бес- смертным»? Очевидно, что ἕξις подразумевает нечто иное, чем просто свойство или качество, в связи с чем в статье делается небольшой обзор этого термина у Аристотеля. (2) Аристотелевское уподобление деятельного ума свету представляет собой просто оборот речи или нечто большее? Анализ природы света («О душе», II.7) показывает, что уподобление Аристотелем ума свету — не столько метафора, сколько последовательное объяснение того, как проявляет себя в человеческой душе деятельный ум. Поскольку термин ἕξις Аристотель относит и к свету, и деятельному уму, то прояснение феномена света должно содействовать и прояснению того, что есть деятельный ум. В ходе исследования автор обращается к интерпретациям тех комментаторов Аристотеля, у которых
также проблематизируется этот параллелизм света и деятельного ума.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2018-03-31
Как цитировать
МакароваИ. В. (2018). Об одном атрибуте деятельного ума у Аристотеля. Philosophy Journal of the Higher School of Economics, 2(1), 11-32. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2018-II-1-11-32