Ἀρχὴ священника в «Апологии» (or. 2) Григория Богослова
Аннотация
В статье реконструируется категориальный аппарат Григория Назианзина, формирующий представления об ἀρχή (власть/авторитет) священника. Показано, что идею о богоустановлености клира в Церкви Григорий соединяет с представлением о мировой иерархии (ἀρχὴ καὶ τάξις). В этом контексте проанализированы оппозиции служение/правление (λειτουργία/ἡγεμονία) и сила/убеждение (βίᾳ/πειθοῖ), показывающие, что священник определяется его положением между Богом и мирянами, которое часто описывается через пастырскую образность: Архипастырь Христос — пастырь — паства. При этом сама категория «посредничесвтео» (μεσιτεία Θεοῦ καὶ ἀνθρώπων) относится в этом тексте исключительно к литургической функции священника, т.е. к приведению людей к Богу через таинства. Также эта цель достигается через помощь людям посредством духовного руководства, т.е. разных коммуникативных практик (общение, проповедь, наставление и т.д.). Этот путь описывается в неоплатонических категориях и подразумевает, что лишь тот, кто близок к Богу, может вести к Нему других. Эти два образа воздействия на мирян имеют разное богословско-онтологическое основание, однако оба формируют ἀρχή священника. Совершение таинств осмысляется как то, что ставит священника в объективно более близкое положение к Богу, т.е. включает его в ἀρχὴ καὶ τάξις на отличном от обычных людей уровне. Вместе с тем священник мыслится как тот, кто занимает в Новом Израиле — Церкви — место правителей древнего Израиля, и потому его положение описывается как властное, однако подразумевается именно власть над душами (ἡγεμονία ψυχῶν), причем реализуемая исключительно убеждением.
Скачивания
Copyright (c) 2022 Философия. Журнал Высшей школы экономики
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.