Негативная гносеология в греческом аристотелизме XVII века
Аннотация
В статье исследуется проект критической гносеологии на периферии Европы, альтернативный проекту критической онтологии в центре Европы. Доказывается, что данная критическая, или негативная гносеология основывалась на двух презумпциях: представлении о власти не как о принятии решений, но как контроле над разнообразием решений и на представлении о речи не как констатации, но как учреждении границ сознания. Эти презумпции восходят к уникальной социально-политической ситуации в православном мире, превратившей условности классической риторики в гносеологический инструментарий. В борьбе различных политических сил за овладение этим инструментарием выработалась концепция власти как интеллигибельного отношения к многообразию событий, или, употребляя стоический и герменевтический термин, «внутренней речи», а реализация власти понималась как негативная гносеология, позволяющая констатации фактов не просто учредить событие, но учредить «правильное» событие. Классические понятия Аристотеля были превращены в топосы, описывающие реальность не как совокупность онтологических статусов, но как совокупность гносеологических проблем. Исследование данного явления на примере философии Феофила Коридаллевса и Герасима Влахоса позволяет объяснить общие истоки узловых проблем восточноевропейской религиозной философии (иконичность, персонализм, философия имени), которые иначе воспринимаются как разрозненные и аномальные.