Перипетии византизма в русской мысли середины XIX – начала XX вв. Часть 1

А.И. Герцен, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Т.И. Филиппов

  • Дмитрий Сергеевич Бирюков д.филос.н., PhD, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва), Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск)
Ключевые слова: славянофильство, Византия, византизм, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, А.С. Хомяков, Т.И. Филиппов, Франсуа Гизо, греко-болгарский церковный вопрос

Аннотация

В статье прослеживается формирование и развитие концепта византизма в русской публицистической литературе середины — второй половины 19 в. Показывается, что толчком к формированию этого концепта послужили тексты А.И. Герцена, в котором «византизм» заряжен негативными коннотациями. Мы отталкиваемся от схемы Анненкова, в которой А.С. Хомяков – мыслитель, равновеликий Герцену, но противоположного заряда — в противовес Герцену был «византиистом». Мы приходим к выводу о том, что в действительности византиноцентрическая линия в славянофильском кружке проводилась И.В. Киреевским, интенцию которого, как мы полагаем, Анненков приписал Хомякову. При этом показывается, что взгляд Киреевского на Византию не был однородным и византиноцентризм характерен лишь для одной из линий отношения к Византии у Киреевского. Мы различаем три извода историософских воззрений у Киреевского. Их контекстом является историософская схема Гизо, следуя которой ранний Киреевский еще не обращает внимания на Византию; позднее, используя ту же схему, но меняя оптику, мыслитель рисует византиноцентрическую картину; однако вскоре Киреевский под влиянием Хомякова отходит от нее и описывает Византию как двуполюсную цивилизацию, имеющую светлую и темную стороны. Показано, что два последних взгляда на Византию находят свое отражение в полемике о Греко-болгарском вопросе того времени. В рамках нее византиноцентрический взгляд, рассматривающий византийскую цивилизацию в целостности, как мы считаем, под влиянием Киреевского был представлен у Т. Филиппова — защитника греческой стороны в греко-болгарском вопросе. Другой взгляд, предполагающий двуполюсность византийской цивилизации, проводился Хомяковым, который в греко-болгарском вопросе стоял на позициях, противоположных филипповским. При этом в интерпретации Хомякова этот взгляд вбирает в себя антиклерикальную составляющую, что не характерно для интерпретации двуполюсного взгляда на Византию у Киреевского.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2022-03-31
Как цитировать
БирюковД. С. (2022). Перипетии византизма в русской мысли середины XIX – начала XX вв. Часть 1. Philosophy Journal of the Higher School of Economics, 6(1), 41-64. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2022-1-41-64
Раздел
Исследования