Познание конечным интеллектом бесконечной сущности Бога у Моисея Маймонида и Фомы Аквинского

  • Дмитрий Аркадьевич Федчук д.филос.н., доцент, профессор, Институт философии человека РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), Институт теологии Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
Ключевые слова: божественный атрибут, бытие, Первая Причина, esse, аналогия, Маймонид, Фома Аквинский

Аннотация

Попытка мышления бесконечной сущности Первого Начала имела место во всех монотеистических традициях. Историко-философский интерес вызывает сопоставление подхода к теоретическому схватыванию интеллектом Бога у Моисея Маймонида и Фомы Аквинского. Близкие по целевой причине, две концепции различались содержательно, формально. Маймонид обосновывает свой запрет на предикацию Творцу сущностных атрибутов посредством указания на недопустимость внесения разумом множественности в Его абсолютное единство. Фома же разворачивает концепцию, позволяющую мыслить бесконечное сущее без ущерба его онтологической простоте, но при этом такое сущее становится доступным мышлению без привнесения тех тавтологий, в которые впадает метафизика и теология Маймонида, когда повторяет одинаковые формулировки природы Единого, по смыслу близкие к тексту Торы. Другие же варианты речи о Первом у Маймонида запрещены, ибо они ограничивают Бога, потому что нарушают высшую простоту сущности Первоначала, когда разум предицирует множественные атрибуты постигаемой им природе Всевышнего. Именно продумывание Аквинатом смыслов esse позволило философски обосновать познание Бога по аналогии. Ведь бытие Первой причины и бытие конечной вещи суть разноприродные модусы экзистенции. Однако мы мыслим различные виды существования, подразумевая при этом, что смысл бытия Первой Причины нам доступен лишь в очень приблизительном модусе понимания: человеческий интеллект схватывает esse как сущность самого Творца через его соотнесение с бытием конечных вещей — аналогически. Максимальное не имеет границы и поэтому недоступно рассудочному мышлению в полноте своей чтойности, однако мышление удовлетворяется неполным пониманием сущностных свойств Первого начала.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2025-09-28
Как цитировать
Федчук Д. А. (2025). Познание конечным интеллектом бесконечной сущности Бога у Моисея Маймонида и Фомы Аквинского. Philosophy Journal of the Higher School of Economics, 9(3), 127-151. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2025-3-127-151
Раздел
Исследования