«Бобок» как зеркало удивления

  • Светлана Сергеевна Неретина д. филос. н., профессор, главный научный сотрудник Института философии Российской академии наук (Москва)
Ключевые слова: нарциссизм, Бобок, мениппея, диалог, граница, жизнь, смерть, сон

Аннотация

В статье рассматривается феномен, с одной стороны, зеркала, в котором любая вещь, субъект — человек прежде всего — фиксированы в отражении, дающем возможность наблюдать за собою ради самопонимания, с другой стороны — границы, главным образом границы между жизнью и смертью, которую с помощью определенных ментальных и физиологических процессов, влияющих на психоэмоциональное состояние (в данном случае — сон) можно пересечь для той же цели. Оба феномена, кажущиеся схожими, на деле разные: в одном случае поставлен акцент на созерцание, в другом — на умозрение и слухе, настроенный на голос другого мира. Здесь не случайно избранное Достоевским место события: кладбище как граница между жизнью и смертью и кладбищенский памятник как символ памяти, где герой «соответственно задумался». Поскольку герой рассказа находится в неадекватном состоянии после похорон, то тема мениппеи, серьезно-смехового жанра, возникает словно бы сама собой, тем более что М.М. Бахтин считал рассказ «Бобок» «одной из величайших мениппей в мировой литературе». Автор статьи думает, что подход Бахтина к рассказу с позиций мениппеи оправдан, ибо он определяет этот жанр не с точки зрения производимого им эффекта на читателя, а с позиции философии поступка, что Бахтин полагал истинным определением этого жанра. Автор обращает внимание на «логику поворота», или тропо-логику, на основании которой выстроен рассказ с его оксюморонами, сравнениями, иронией. Рассказ, по мнению автора, характеризует не амбивалентность, а схождение начал и концов. Философская мысль одного из персонажей рассказа соотносит идеи живых и мертвых, т.е. находящихся в разных пространственно-временных реальностях, так, что они кажутся встроенными друг в друга. Это сходство, не лишающее рассказ карнавализации, всегда связанной с двойственностью, внутренне сосредоточено на идее единомыслия, имеющего один источник, предугадывая еще не родившийся вопрос о способе модификации бытия в возможности в бытие в действительности.

Скачивания

Опубликован
2021-12-31
Как цитировать
Неретина С. С. (2021). «Бобок» как зеркало удивления. Philosophy Journal of the Higher School of Economics, 5(4), 157-174. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2021-4-157-174