Свобода воли в условиях мира как компьютерной симуляции

  • Иван Александрович Карпенко к. филос. н., доцент; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва)
Ключевые слова: свобода воли, мультивселенная, гипотеза симуляции, видеоигра, сознание, виртуальная реальность

Аннотация

В статье рассматривается оригинальная многомировая версия, основанная на модели мира как компьютерной симуляции, а именно пространства видеоигры. Опираясь на интерпретацию эксперимента Бенджамина Либета, автор высказывает предположение о том, как может функционировать субъект в виртуальной игровой реальности, которая является для него базовой и которую он воспринимает как таковую. Показывается, что в таком случае вопрос о свободе действий субъекта приобретает новое звучание: она ставится под вопрос, поскольку за действующего субъекта принимает решения некто другой, за которого, в свою очередь, решения может принимать еще кто-то. Реализация описываемого в статье сценария теоретически возможна при условии успешного создания искусственного интеллекта и при наличии технических мощностей, необходимых для функционирования сложных виртуальных систем. В настоящей работе используются методы моделирования и мысленного эксперимента: для демонстрации основной идеи берется упрощенная модель симуляции — видеоигра с открытым миром. На ее примере показывается, как может быть реализован наблюдаемый мир — одна из возможных версий мультивселенной — и как в нем может решаться вопрос о свободе воли.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2023-03-31
Как цитировать
Карпенко И. А. (2023). Свобода воли в условиях мира как компьютерной симуляции. Philosophy Journal of the Higher School of Economics, 7(1), 279-298. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2023-1-279-298
Раздел
Исследования