Представления о власти как объект исторического исследования

к постановке проблемы

  • Александр Владимирович Марей к. ю. н., старший научный сотрудник ЦПСИ ИОН РАНХиГС
Ключевые слова: власть, представления о власти, медиевистика, гипотеза Сепира – Уорфа, Макс Вебер, российская гуманитарная наука

Аннотация

В статье ставится проблема представлений о власти как объекта исторического исследования. Проведя анализ отечественной традиции мышления о власти и представлений о ней, автор подчеркивает, что для русскоязычных исследователей власть, как правило, мыслится как вневременная, аисторичная сущность. Это приводит к тому, что в работах историков все внимание сосредотачивается на анализе властной атрибутики, властных ритуалов и церемоний. При этом игнорируются средневековые теории власти, для отечественных исследователей их подменяет дефиниция, данная Максом Вебером. Автор отмечает, что власть и представления о власти обладают различной природой: в то время как власть сама по себе имеет социально-психологическую природу, понятие власти и представления о ней имеют природу социально-лингвистическую. Это означает прежде всего, что они возникают в языковой среде, в ней живут и развиваются. Соответственно, изучение представлений о власти без пристального внимания к языку эпохи и к существовавшим тогда дискурсивным модальностям мышления о власти будет заведомо неполным и не принесет удовлетворительных результатов. В заключительной части статьи автор предлагает пути для преодоления сложившейся ситуации. Главным образом речь идет о необходимости усилить внимание к дискурсивным моделям разговора о власти, принятым в ту или иную эпоху. Обращение к языку подразумевает в данном случае детальный анализ существующих теоретических построений о власти, созданных в рассматриваемую эпоху. Лишь после этого кажется легитимным обращение к анализу церемоний, ритуалов и символов.

Скачивания

Опубликован
2023-09-30
Как цитировать
МарейА. В. (2023). Представления о власти как объект исторического исследования. Philosophy Journal of the Higher School of Economics, 7(3), 152-173. https://doi.org/10.17323/2587-8719-2023-3-152-173