Творчество и судьба М.В. Безобразовой
позволено ли говорить женщине-философу?
Аннотация
В статье предлагается исследовать историю отечественной философии с помощью генеалогического подхода, что, с одной стороны, позволяет по-новому посмотреть на тексты женщин-философов, переосмыслить их, а с другой, актуализирует идею альтернативной памяти, альтернативной истории философии, возвращая мыслительниц в поле историко-исследовательского рассмотрения, находя место их идеям и теоретическим разработкам. Дискурсивно-методологический анализ, лежащий в основе генеалогии, позволяет анализировать речевые высказывания с точки зрения их социального производства, чем обращает нас к проблеме власти и знания, показывает, что знание создается посредством как дискурса утверждения, так и дискурса исключения. Как следствие, возникает не только необходимость деконструкции господствующего историко-философского дискурса, но и необходимость исследований того, что этот дискурс исключает. Такого рода задачи ставит себе феминистская генеалогия. Будучи примененной к истории философии, она подрывает целостность академического дискурса, разрушая господство теоретического модуса мышления, переходя к открытому вопрошанию, а впоследствии и к изменению статуса и характера самой философии, которая более не может быть высоким теоретизированием об отвлеченных началах, а становится практикой политического. Такой подход, примененный к анализу текстов русской мыслительницы М.В. Безобразовой, позволяет увидеть не только общефилософское значение ее идей, но и политический смысл исследуемых проблем, проследить движение мысли от философии к политике. Особую важность представляет вывод о том, что феминистский анализ текстов женщин-философов прежде всего служит установлению межпоколенческого диалога и проявлению женской солидарности.
Скачивания
Copyright (c) 2023 Philosophy Journal of the Higher School of Economics
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.