Этика веры

  • Редакция журнала ВШЭ
Ключевые слова: этика веры, эпистемология, эвиденциализм, религия, вера, У. Клиффорд

Аннотация

Выражение «этика веры» еще непривычно для отечественного читателя. В то время как на Западе сломано немало копьев в спорах относительно эвиденциализма, фидеизма, релайабилизма и прочих эпистемологиче- ских концепций, в отечественной философии эта проблематика только начинает обсуждаться. Конечно, специалисты прекрасно понимают о чем идет речь, однако в настоящее время на русском языке нет ни переводов базовых текстов, ни соответствующих исследований, что создает целый комплекс проблем в сфере образования и вообще понимания современ- ной эпистемологии. Хотя бы частично заполнить этот пробел призван настоящий номер журнала.

Читатель видит перед собой первый номер русскоязычного журнала, целиком посвященный этике веры. Ранее столь подробно эта тематика в отечественной науке не обсуждалась. В виду этого обстоятельства номер строится таким образом, чтобы представить достаточно полную картину всего направления, начиная со знаменитой статьи У. Клиффорда «Этика веры» (1877). Это потребовало от редакторов несколько отойти от привычной последовательности рубрик в журнале, однако таким образом, как представляется, материал будет представлен в более логичной и удобной для восприятия форме. Следует также отметить, что статья Клиффорда уже есть на русском языке (как бы это странно ни звучало, в пособии по управлению рисками в проектах программного обеспечения), однако для настоящего номера был выполнен новый перевод (Б. В. Фауль и Ю.В. Горбатова), который предваряется обширной вступительной статьей, поясняющей историю возникновения и развития этики веры как особого направления в эпистемологии.

Исследовательский блок включает восемь научных статей, которые в том или ином отношении обращаются к теме номера. Первой идет статья Андрея Железнова, в которой вера рассматривается как основание для морального образа жизни. Автор работает как с континентальной традицией, так и с аналитической, что позволяет ему предложить всестороннее рассмотрение предмета и показать, что «возможность морального образа жизни непосредственно связана с верой в нравственное устройство мира или принятие неопределенного будущего в качестве ценности и блага». Едва ли нужно как-то дополнительно обосновывать столь важ- ную и интригующую постановку вопроса. Статья Алексея Гагинского посвящена разбору принципиального различия между «верой» эвиденциалистов и религиозной верой. Всегда ли правы первые, опираясь лишь на те утверждения, что имеют под собой достаточные основания или иногда оказываются в прагматическом выигрыше те, кто доверял интуиции или положился на Бога в принятии своих решений? Начав с примера про двух мышек, упавших в кувшин с молоком, автор, не теряя в увлекательности повествования, проведет читателя по сложным рассуждениям о пользе фидеизма и небезупречности эвиденциализма как способов формирования убеждений. Статья Роба Ловеринга представляет собой критический анализ знаменитого тезиса Клиффорда: «It is wrong always, everywhere and for anyone, to believe anything upon insufficient evidence» (ошибочно — всегда, везде и для каждого — верить чему-либо без достаточных свидетельств). Автор полагает, что утверждение Клиффорда слишком категорично, и из него не следует, что нет таких условий, при которых нельзя верить чему-либо при недостаточных свидетельствах. Далее, в статье Юлии Горбатовой обсуждается весьма специфический вопрос об эпистемическом статусе инсайта. Иначе говоря, можно ли познавать мир, опираясь в том числе и на такой феномен, как инсайт? Что собой представляет это «ментальное состояние»? Дает ли оно подлинное знание о мире и чем оно отличается от галлюцинации? Автор полагает, что этот феномен дает человеку возможность обрести метазнание, подробнее о котором — в самой статье. В статье ГАЯ АКСТЕЛЛЯ предлагается подход к этике веры, учитывающий возможные риски принятия решений, когда доксастическая ответственность рассматривается с точки зрения степени рискованности стратегий агентов, измеряемой посредством соответствия или нарушения индуктивных норм. Таким образом, автор вводит читателя в контекст современного обсуждения этики веры, которое, конечно, довольно далеко ушло вперед с момента появления этого направления. Следом идет статья Павла Бутакова, в которой обосновывается тезис о том, что эвиденциалисты должны верить обещаниям. Автор показывает, что эвиденциализм нельзя рассматривать как позицию, полностью изъятую из социального контекста: «эвиденциалистская этика веры вынуждает своих последователей всегда верить всем обещаниям, поскольку любое обещание всегда имеет достаточное подтверждение». Статья Евгения Борисова посвящена увлекательной, но сложной теме: о возможности анализа доксастических (сложноподчиненных) выражений при помощи языка семантики возможных миров. Тема напрямую связана с этикой веры, поскольку вопрос о том, на каких основаниях кто-то заключает о чем-то — это и есть основной вопрос указанной проблематики. В то же время анализ столь сложных выражений — задача, очевидно, непростая и потребует от читателя хорошей подготовки в области современной логики. Статья Анны Моисеевой представляет собой довольно подробный анализ прагматического подхода Х. Патнэма к этике веры вообще и эви- денциализму в частности. В рамках статьи автор стремится показать, что подход Патнэма является чрезвычайно продуктивным для решения как классических, так и нестандартных задач. Как заявляет сама автор, «с прагматической точки зрения довод Х. Патнэма обладает несокрушимой силой. Образно выражаясь, этот довод подобен оси колеса, которая, хоть сама и не движется, играет важнейшую роль в обеспечении подвижности всей повозки». Почему? Об этом вы сможете узнать, прочитав статью.

Далее, в рубрике «Аналитика помыслов: дискуссия» читатель может найти весьма своеобразное и крайне интересное обсуждение традиционных для христианства аскетических практик с помощью аналитического метода. В частности, Александр Мишура представил текст, в котором весьма древние авторы и не менее древние идеи словно оживают, когда их переносят в современный контекст. Оказывается, если прочесть христианскую традицию на языке современной эпистемологии, можно выявить немало интересных идей и подходов, которые могут быть полезны для современного человека. Насколько это удается автору, можно судить по критическим замечаниям, представленным группой коллег: Сергеем Астаповым, Игорем Гаспаромы, Кириллом Карповым и Сергеем Левиным. Это обсуждение наглядно показывает, как проблематика этики веры может быть интегрирована не только в современные философские дискуссии, но и в теологические.

Наконец, в рубрике рецензий читатель может найти отзыв Евгения Логинова на книгу Д.Б. Волкова «Свобода воли: иллюзия или возможность?». Рецензия эта настолько самодостаточна и развернута, что могла бы быть и самостоятельной научной статьей. Как бы там ни было, рецензия приглашает к диалогу, который, как мы надеемся, будет интересен читателю.

В заключение остается добавить, что собрать данный номер оказалось возможным благодаря тому, что часть материалов первоначально была подготовлена для семинара «Этика веры» (при поддержке Фонда Джона Темплтона), прошедшего 25–26 сентября 2018 г. в Институте философии РАН. Видеозаписи выступлений доступны на странице: https://iphras. ru/page18879305.htm.

Алексей Гагинский и Юлия Горбатова

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2019-11-05
Как цитировать
ВШЭР. ж. (2019). Этика веры. Philosophy Journal of the Higher School of Economics, 3(3), 9-340. извлечено от https://philosophy.hse.ru/article/view/9804
Раздел
Полный текст