Места и модели бытования русской философии
Аннотация
Второй номер журнала по сложившейся с 2017 г. традиции посвящен истории русской мысли. На сей раз он посвящен двум основным сюжетам: во-первых, интеллектуальному наследию Михаила Гефтера (1918–1995) и, во-вторых, осмыслению ряда ключевых концептов (само)описания русской интеллектуальной истории. В обоих случаях речь идет об осмыслении сложных интеллектуальных феноменов в плотном контексте — начиная с идейных влияний и отталкиваний вплоть до институциональных аспектов формирования и развития философских идей.
Блок материалов, посвященный памяти Михаила Гефтера, открывается серией интервью с его учениками и близкими — Глебом Павловским, Михаилом Рожанским, Клаудио Ингерфломом, Валентином Гефтером и Вячеславом Игруновым. Дополнительный интерес представляют фотографические материалы, основная часть которых любезно предоставлена для публикации наследниками Михаила Гефтера. В качестве приложения к интервью с Глебом Павловским мы публикуем 1-ю главу из его готовящейся к публикации книги, «Слабые», содержащую фрагменты бесед Глеба Павловского с Михаилом Гефтером и комментарии первого к ним.
Продолжают гефтеровскую тематику номера две статьи — исследование Глеба Павловского и Константина Гаазе, посвященное реконструкции гефтеровской теории события, и статья Виктории Файбышенко, анализирующая особенности функционирования и проблематизации идеологического дискурса в рефлексии позднесоветских философов, в первую очередь Михаила Гефтера, Эвальда Ильенкова и Михаила Лифшица.
Второй блок исследований посвящен концептам (само)описания истории русской мысли и открывается статьей Федора Гайда, анализирующей процесс появления и оформления понятия «интеллигенция» в России. Работа Алексея Панченко посвящена особенностям производства знания «народниками} в 1870–90-е гг. и выделению общих характерных черт интеллектуальной эволюции народников-этнографов. Статья Андрея Тесли рассматривает эволюцию интерпретаций философского наследия А.И. Герцена в работах Г.В. Флоровского 1920-х – 1-й пол. 1930-х гг. и отражение выработанной им концептуальной схемы в «Путях русского богословия». Замыкающая номер статья Татьяны Резвых и Геннадия Аляева анализирует онтологию и гносеологию Людвига Бинсвангера в контексте концепций Семена Франка и Мартина Хайдеггера.
Андрей Тесля