Этот номер журнала открывается блоком материалов, связанных с Александром Герценом и его интеллектуальным наследием. Среди статей номера этой теме посвящены работы Евгения Блинова и Федора Гайды. В статье Е. Блинова «”Самый независимый человек в свете”: Герцен об истоках и смысле русского номадизма» анализируются памфлет французского историка Жюля Мишле «Демократические легенды Севера», ответ на нее Герцена и последующая реакция Мишле. В центре рассмотрения автора — проблематика свободы, возможность увидеть в рассуждениях Герцена логику, сближающуюся с современными поисками потенциала сопротивления дисциплинарным техникам власти среди примитивных сообществ, и характерная нечувствительность Мишле к этим аргументам. Ф. Гайда в статье «Бремя ответственности: альтернативы идейной трансформации народничества в 1880-е гг.» предлагает нетривиальный взгляд на логику идейной трансформации народничества, трактуя кризис 1880-х как формирующий на выходе основные направления идейной и культурной жизни 1890–1910-х годов, в частности идейную рамку для культуры Серебряного века.
Также в этом номере представлен блок статей, связанных общей темой «Философия между Просвещением и Империей». Это работы Анастасии Углевой, Артема Кротова, Михаила Голубова и Ивана Куриловича. В статье А. Углевой анализируются революционные идеи Николя де Кондорсе, французского мыслителя XVIII века, в сфере общественного образования как фундаментальное основание политических и социальных преобразований современной ему Франции и одновременно как исключительный пример формирования народного суверенитета посредством конструирования уникальной научно-образовательной парадигмы, направленной на просвещение и воспитание граждан, способных к автономному суждению и социально ответственному действию. В статье А. Кротова анализируются основные положения политической программы Наполеона III, затрагивающие его понимание смысла истории, а М. Голубов и И. Курилович рассматривают проблему гетерономности субъекта самосознания в рамках философского проекта французского неогегельянца Александра Кожева.
Статья Елены Князевой рассказывает о креативном образовании и креативном преподавании как о фундаменте современной образовательной политики, ориентированной на устойчивое будущее, Александр Марей обращается к анализу представлений о власти в исторических исследованиях, а Мария Марей пишет о суждении как о политической проблеме.
Номер продолжается дискуссей вокруг статьи Валентина Бажанова об искусственном интеллекте, о технологии Big Data и об особенностях современного политического процесса, а также откликами на статью Сергея Никольского, опубликованную во 2 номере этого года.
В разделе «Переводы и публикации» в герценовском блоке номера выходят мемуарные зарисовки Ирены Желваковой — создательницы и руководителя Дома-музея Герцена в Москве (отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля). Написанные с живым юмором и острым взглядом, они дают возможность ощутить плотность и многоплановость культурной и интеллектуальной жизни Москвы 1950–1980-х годов, ту атмосферу, в которой происходит новое, непосредственно влияющее на нас по сей день обращение к герценовской, декабристской, а следом и народнической и народовольческой проблематике. Публикация сопровождается вступительной заметкой Андрея Тесли, ему же принадлежит и рецензия на вышедшие в 2021 г. в издательстве ПСТГУ «Письма к брату Антонию» Георгия Флоровского, охватывающие период с 1946 по 1968 год. Первой большой научной работой Флоровского было исследование путей интеллектуального становления Александра Герцена, и внимание к Герцену не оставляло Флоровского на протяжении практически всей его творческой жизни: он рассматривал его как одну из ключевых фигур не только русского, но и общеевропейского XIX века.
Также в рубрике «Переводы и публикации» представлен перевод 17 и 18 глав «Левиафана» Томаса Гоббса, выполненный Елизаветой Столяровой под редакцией Александра Марея. В этих главах Гоббс описывает становление Левиафана в результате заключаемого людьми соглашения и рассуждает о необходимых правах и прерогативах высшей власти в учрежденной гражданской общности.
Кроме уже упомянутого текста Андрея Тесли, в номере представлены рецензии Марии Стениной на книгу Орели Нево «Прибой идентичности. Марк Ришир и Пьер Кластр перед этнологией», Олега Аурова на «Речь о диктатуре» Доносо Кортеса и Анны Лазаревой на книгу Кристины Гшвандтнер «Принимая конечность. О феноменологии православной литургии».
Завершает номер отчет о II Международном коллоквиуме, организованном ИОН РАНХиГС в рамках проекта «Интеллектуалы и власть».